Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста». |
Логопедия | |||
Автор: Чепкасова Анна Сергеевна | |||
13.06.2015 15:29 | |||
Презентация Тема «Обучение звуковому анализу слова детей старшего дошкольного возраста». Учитель-логопед: Чепкасова А.С. (Слайд № 1) Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна, и в современной методической литературе процесс формирования навыков звукового анализа освещен недостаточно. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По данным В.К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа нужно обучать специально. А.Н. Гвоздев отмечает, что "хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится". И действительно, самостоятельно выделить последний согласный звук в слове, несколько гласных одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно дошкольнику. И очень важно, чтоб эта помощь была квалифицированной, целостной, поэтапной.
Дети с нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программы детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звукового анализа слова. При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа. Согласно программе Филичевой, Чиркиной, обучение детей звуковому анализу предполагает следующие этапы: (Слайд № 2) 1этап выделение звука из слов: Слова произносятся протяжно – выделяется звук [р] из слов: гррруша, горррох, огурррец, петух (В ЭТОМ СЛОВЕ НЕТ ЗАДАННОГО ЗВУКА) На втором этапе учимся определять место звука в слове: 1-начало слова, середина слова, конец слова. (Слайд № 3) Детям предлагаются игры, где необходимо найти и обозначить место звука в слове (1-начало, 2-середина, 3конец) символом-фишкой. (Слайд № 4) На третьем этапе вводятся фишки для выполнения звукового анализа: красные фишки обозначают гласные звуки, синие — твердые согласные, зеленые — мягкие согласные. (Слайд № 5) на этом этапе детям предлагаются игры, например: "Звуковое дерево" на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый. (Слайд № 6) Так же детьми даётся графическое изображение звукового состава слова. Например: Разберем слово лук. Дети произносят слово «Ллллук». Первый звук — [Л]. «Луууук», второй звук [У]. Третий –[К]. Даётся характеристику каждому звуку. (Слайд № 7-8) Затем предлагаем детям картинки, к которым они должны составить звуковой анализ слова (изображенного картинкой) с помощью фишек (символов). (Слайд № 9) Дальше детям даётся графическое изображение слов, к которым дети должны придумать свои слова. (Слайд № 10-11) Далее предлагаем детям ребусы, где они отгадывают слова и составляют звуковой анализ слов с помощью фишек (символов).
|