Игры на развитие фонематического слуха. |
Логопедия | |||
Автор: Казакова Наталья Владимировна | |||
10.06.2015 01:56 | |||
Игры на развитие фонематического слуха. Что звучит? В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:
Солнце-дождик Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Угадай, что нужно делать Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях. Угадай, на чем играю Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком. Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что звучало. Слышим звон и знаем, где он Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление. Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к более сложным упражнениям. Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может звучать по-разному. А-А-А — покажи горло врачу 0-0-0—потянулся папа Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит. Кто так умеет На столе лежат игрушки: барабан, часы, молоток, поезд. Взрослый объясняет, что каждый из них умеет издавать определенный звук: барабан- бам-бам-бам, часы – тик-тик-тик, молоток – тук-тук-тук, поезд – чух-чух-чух. Потом просим ребенка показать, на что похож звук «бам-бам-бам»? Отгадай, кто говорит В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком. Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать. Три медведя Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу. «Кто ел мою кашу?» — разными голосами. Потом ребенок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент. От звукоподражаний переходим к словам. Горячий – холодный Эта игра очень напоминает игру «Съедобное – несъедобное». Нужно поймать мяч на услышанное слово «холодный» или оттолкнуть на слово «горячий» Игры на развитие речи Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4. Кто больше увидит и назовёт Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки. Ход. Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки. Сорока Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил. Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка – птица Сорока. Ход. Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла (Воспитатель раскладывает предметы) Далее происходит диалог между детьми и сорокой: Дети: Сорока, сорока Сорока: Не дам, не отдам Дети: Сорока, сорока Сорока: Не дам, не отдам. Дети: Сорока, сорока, Сорока: Не дам, не отдам. Дети: Сорока, сорока. Сорока: Не дам, не отдам. Воспитатель: Ты, сорока, не спеши Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить…) Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы) Сорока благодарит и улетает. Казакова Наталья Владимировна МБДОУ № 75 " Лебедушка" г. Сургут Тюменской области.
|