План - конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Подготовила и провела учитель-логопед Гусева М.В. МДОУ д/с №82. г. Карталы, Челябинская обл.
2014 г Цели занятия: - Уточнить артикуляцию звуков [с], [ш]; - Закреплять правильное произношение звуков [с], [ш]; - Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Скачать конспект - Продолжать формировать навыки звукового анализа. - Развивать логическое мышление, графические навыки. - Воспитывать навыки самоконтроля за произносительной стороной речи.
Оборудование: сказочные человечки Соня и Шустрик, характеристики артикуляции звуков, картинка с изображением самолета и гор, карточки со слогами, Смешарик для формирования воздушной струи, шарики для дыхания, предметные картинки со звуками С и Ш, мяч, простой карандаш, буквы для составления слов, фишки для звукового анализа.
I. Орг. Момент - Посмотри внимательно на картинки. Этих веселых сказочных человечков зовут Соня и Шустрик.
Эти человечки приготовили нам много интересных заданий. - С какого звука начинается имя первого героя? [с] - С какого звука начинается имя второго героя? [ш] - Сегодня мы будем учиться различать эти два звука. Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. Наш язычок проснулся, и ротик нам улыбнулся (упр. «Улыбка»), в потом показал – какой чудесный день (упр. «Трубочка»). И решил наш язычок попить чай (упр. «Чашечка»). Попил чай, и поскакал на лошадке (упр. «Лошадка») в лес, и набрал грибов (упр. «Грибок»). Пока грибочки собирал - дятла увидал (упр. «Дятел»). А по дороге домой встретил индюка (упр. «Индюк»).
II. Основной этап - Молодец, вот и наши герои проснулись вместе с нами и улыбаются нам. А давай покажем Соне, как мы умеем «свистеть». Теперь, «пошипим» для Шутника. - А чем различаются звуки [с] [ш]? ([с] может быть твердям и мягким, ,он свистящий [ш] – всегда твердый, он шипящий) - Какую форму принимают губы при произнесении звуков [с] [ш]. (При звуке [с] - губы в улыбке, при звуке [ш] - трубочкой? - Где у тебя находится язычок, когда ты произносишь звук [c], [ш]? (При звуке [c] – язычок внизу, упирается в нижние зубы, при звуке [ш] – язычок принимает форму чашечки и поднимается за верхние зубы). - Какая воздушная струя при произнесении звуков [с], [ш]? (При звуке [с] воздух проходит посредине языка, воздушная струя холодная, при звуке [ш] – воздушная струя теплая). - А что в этих звуках общего? (согласные, глухие) - Посмотри на картинку. У наших гостей есть любимое задание – летать на самолете. Когда самолет набирает высоту и летит вверх, он издает звук [ш], когда летит вниз, звук [с] Поставь пальчик на начало путешествия. Давай поможем самолету облететь все высокие горы.
Работа на уровне слога. - Соня и шустрик очень любят гулять по полянке, и перешагивать с кочки на кочку. Давай вместе с ними погуляем по полянке и пропоем их песенки. Наши герои решили помочь тебе и написали на своих кочках песенки, которые они поют. СТА-ШТА, СТО-ШТО, СТУ-ШТУ, СТЫ-ШТЫ, АСН-АШН, ОСН-ОШН, УСН-УШН, ЫСН-ЫШН. - Молодец. После прогулки наши герои пошли домой и встретили Кроша, и решили с ним немного поиграть в футбол. Давай и мы с тобой забьем мяч в ворота Кроша. (упражнение на дыхание). - Ты забил все мячики в ворота, ты молодец! Вот мы и пришли к Соне и Шустрику. Но посмотри, какой у них беспорядок в комнате. Все вещи раскиданы, все перепутано, и конечно же, Соня сразу загрустил, а Шустрик попросил тебя помочь ему навести порядок. Вещи Сони начинаются со звука [С], а вещи Шустрика со звука [Ш]. (Ребенку предлагаются картинки с заданными звуками ,которые нужно разделить на две группы) - Какие вещи возьмет себе Шустрик? (шапка, шорты, шары, шуба). - Какие вещи возьмет себе Соня? (савок, сумка, сапоги, санки).
Динамическая пауза. Речь с движениями. Шли по крыше три кота, (идут по кругу) Смотрят в небо три хвоста. ( руки вверх) Сели киски на карниз, (присесть на корточках) Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз) И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу) «Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши)
Работа на уровне словосочетания. - Наши друзья большие выдумщики. Они любят играть с мячиком и повторять друг за другом как эхо. Давай и мы с тобой поиграем в такую же игру. Я буду кидать тебе мяч, и говорить словосочетание, и ты будешь за мной повторять: сосновая шишка, сонная кошка, душистый куст, пышное тесто, душистое сено, пушистая кошка, высокая башня, бабушкин сундук, мышиный писк, квашеная капуста, косолапый мишка, смешная шутка, в ишнёвый сок, смешная маска, школьная доска, смешные потешки. - Молодец! Но пока мы с тобой играли, к нам залетел озорной ветерок и перепутал у нас все буквы. Соня с Шустриком очень загрустили, давай мы с тобой поможем им навести порядок. Посмотри - ветерок перепутал буквы С и Ш – возьми карандаш и отыщи все правильные буквы. Букву С обведи синим карандашом, а букву Ш – зеленым. (Проводиться упражнение на профилактику дисграфии)
А Д Ш В Д У С Ц Ч К С Р Щ Л Б Ю Ш Я С М И Ц Ш Т Б С З Ж Х А Ш Т С Ц Ф Я К Ш Т М Р В С И Ч Щ Д Ю Ш Б Т С К В И Ч В
- Молодец! Ты помог нашим героям и стравился с озорным ветерком. А сейчас Шустрик предлагает тебе поиграть в его любимую игру «Буквозвукознайкук» Хочешь в нее поиграть? Посмотри у Шустрика есть буквы, из которых он составляет слова, а потом волшебными, цветными кружочками определяет, какой звук спрятался в слове. Давай и мы, в нее поиграем. (Ребенку предлагается выложить из букв слова - СОВА, ШУБА, СОНЯ и разобрать их по звуковому составу)
III. Итог занятия.
- С какими звуками мы сегодня играли? (С и Ш) - Ты сегодня молодец!
|