Логопедический досуг « Вежливый цыплёнок» Логопедический досуг по развитию двигательной активности в средней группе для детей с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня. • Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки. • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности. Оборудование: шапочки петушков и курочек каждому ребёнку, фланелеграф, картинки для театрализации: цыплёнок, солнышко, курица, забор, петух, гусёнок, паук, туча; зеркала; стаканчики с водой и коктельные трубочки, 2 корзины с фасолью и кукурузой. Ход досуга: Ребята входят в зал под музыку шапочках петушков и курочек. Логопед. Жил – был маленький цыплёнок. Каждое утро он в своём домике открывал окошко (артикуляционное упражнение «Окошко» Широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.). Он любил солнышко, которое подымалось каждое утро и заходило вечером (упражнение для пальчиков: сжимание пальцев в кулаки и разжимание пальцев обеих рук одновременно, выгибание и прогибание кистей рук одновременно). У него не было друзей и он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи», но всех дразнил (артикуляционное упражнение «Наказать непослушный язычок» Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка. Удерживать его широко распластанным. Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя.
Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживая широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта). Рассердились на него все жители птичьего двора – не хотят с ним дружить. Грустно стало цыплёнку. Пошёл он к маме и спросил: «Как мне подружиться со всеми жители птичьего двора?». Мама (упражнение для пальчиков. «Пальчики – птички. Курица») отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. И спела ему песенку «Доброе утро». Валеологическая песня – распевка Доброе утро! Доброе утро! Повороты головы влево и вправо. Улыбнись скорее! Улыбаются, руки разводят в стороны. И сегодня весь день Хлопают в ладоши. Будет веселее. Мы погладим лобик, Выполняют движения по тексту. Носик И щёчки. Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх, выполняя Как в соду цветочки! фонарики. Разотрём ладошки Растирают ладошки. Сильнее, сильнее! А теперь похлопаем Хлопают в ладошки. Смелее, смелее! Ушки мы теперь потрём Трут мочки ушей. И здоровье сбережём Улыбнёмся снова, Улыбаются. Будьте все здоровы! Хлопают в ладошки. Логопед. Цыплёнок решил исправиться, почистил зубки (артикуляционное упражнение «Почистим зубки» Цель: учиться удерживать кончик языка за нижними зубами, развивать умение управлять языком, вырабатывать точность движений. Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх – вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась) и пошёл на кухню – один блинчик съел, второй и т. д. (артикуляционное упражнение «Блинчик» Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5 – 10 . Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта ). Мама цыплёнку налила вкусный сок и положила коктельную трубочку (упражнение для развития воздушной струи. «Подуть через коктельную трубочку» Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка. Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основании нижних резцов. Посередине языка кладётся соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щёки не надувались, губы были неподвижны. ). Цыплёнок не удержался и вместо того, чтобы пить сок дунул в трубочку. Ой, что он увидел. Там что – то булькало. Ему понравилось дуть. Может быть он дул бы до вечера, но его позвала мама. Мама: « Ты же собирался подружиться с жители птичьего двора?» Цыплёнок: «О, да, совсем забыл!» Вышел он на улицу и увидел заборчик (артикуляционное упражнение «Заборчик» Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны). На заборе сидит петух ( упражнение для пальчиков «Пальчики – птички - петушок»). Подошел цыплёнок и громко пропищал: «Доброе утро!». Прокукарекал петушок и показал цыплёнку свою любимую игру.
Пальчиковая игра «Петушок»
Наш красивый петушок Ладонь поднять вверх. Указательный палец
К верху поднял гребешок. опирается на большой – это «клюв» А осталь-
ные пальцы растопырены и подняты вверх.
Крылышками машет Помахать «крыльями»
На лужайке пляшет. Пальчики пляшут
Крошки хлебные клюёт Пальчики «клюв» клюют крошки
Пёстрых курочек зовёт. Ладонями звать к себе.
Логопед. Поиграл цыплёнок и дальше пошел.
Навстречу ему гусёнок – Тимошка выбежал (упр. «Пальчики – птички - гусёнок»).
Цыплёнок увидел его и пропищал: «Доброе утро гусёнок!»
Гусёнок обрадовался и предложил вместе погулять.
Попевка «Гусёнок Тимошка»
Гусёнок Тимошка пошёл погулять, Шлёпают ладошками по коленям.
Зелёной и сочной травы пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.
Гусёнок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «клювики».
Весёлый всегда, Хлопают.
Он травку пошёл пощипать. Щиплют пальцами мочки ушей.
Гусёнок Тимошка пошёл на лужок, Шлёпают ладошками по животу.
Увидел красивый и вкусный цветок. Гладят шею сверху вниз.
Гусёнок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «клювики».
Весёлый всегда, Хлопают.
Уж очень был вкусный цветок! Делают круговые движения по животу.
Гусёнок Тимошка на речку пошёл, Шлёпают ладошками по груди.
В высокой осоке лягушку нашел. Щиплют щёчки.
Гусёнок: «Га-га!» Показывают пальцами рук «клювики».
Лягушка: «Ква-ква!» Качают ладонями с растопыренными
пальцами.
Подружку себе он нашел. Хлопают.
Логопед. Весело гуляли цыплёнок и гусёнок, но наступил вечер, на небе появились тучи и пошёл дождик. Бежит цыплёнок и видит: на дереве паучок сидит.
( упр. «Пальчики – паучки»).
Игровой – массаж «Паучок ходил по ветке»
Паучок ходил по ветке Перетираем пальцами по левой руке
А за ним ходили детки затем по правой руке.
Дождик с неба вдруг полил Нахмурить брови и сбрасываем с пальцев
воду
Паучков на землю смыл сели на корточки, стряхиваем с левой руки,
потом с правой руки паучков на землю.
Солнце стало пригревать растопыренными пальцами (лучики),
импульсами, поднимаем руки кверху.
Паучок ползёт опять Перетираем пальцами по левой руке
А за ним ползут все детки Перетираем пальцами по правой руке
Чтобы погулять по ветке - пружинка, руки - ладошками вперёд.
Логопед. «Доброе утро» - пищит ему цыплёнок. «Уже вечер наступил» - отвечает паучок, - добрый вечер, цыплёнок!»
И цыплёнок запищал весело от радости.
Побежал он домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
Цыплёнок: «Добрый вечер мама, а я встретил друзей». Цыплёнок прыгал так весело, что не увидел как споткнулся через корзинки с фасолью и кукурузой.
Цыплёнок: Они смешались, но я их обязательно переберу отдельно и разложу по корзинкам (упр. «Разложи фасоль и кукурузу в отдельные корзинки» - цель – развивать зрительное внимание, мелкую моторику).
Логопед. Ребята, давайте поможем цыплёнку перебрать зерно.
Курица: Спасибо тебе малыш, и вам ребята ты такие вежливые, трудолюбивые. А теперь всем пора ложиться спать.
Дети засыпают под музыку из передачи «Спокойной ночи малыши».
|