Методическая разработка — Развивающая среда участка с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие с жирафиком" |
Летние занятия | |||
Автор: Луценко Елена Анатольевна, Кузнецова Надежда Александровна | |||
11.05.2016 15:00 | |||
Методическая разработка — Развивающая среда участка с детьми младшего дошкольного возраста "Путешествие с жирафиком" Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №367 Красноармейского района г. Волгограда 2016 Автор: Воспитатель Кузнецова Н.А.; Музыкальный руководитель Луценко Е.А. Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы. Учитывая вышесказанное, педагогами и специалистами ДОУ было принято решение создать на территории детского сада учебную экологическую тропу. Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в приро Принцип научности. Применение только научно обоснованных форм и методов работы, соответствующих возрасту детей и учитывающих их психофизиологические особенности. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах и одновременное использование в работе с дошкольниками трех подходов: запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими; жуков собирать нельзя, но можно наблюдать за ними) и рекомендательных (поливать растения на клумбе, вешать кормушки на деревьях и т.п.). Принцип проблемности. Предполагает создание проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций является элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение, игры на основе методов ТРИЗ и РТВ. Принцип системности. Заключается в одновременном получении знаний о происходящих в природе процессах и формировании таких нравственных качеств, как сострадание, доброта, милосердие. Системность проявляется и в организации работы с родителями. Принцип наглядности. Позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического образования педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении. Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов и т.п. Принцип гуманности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно-ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым. Организация занятий направлена на то, чтобы дети могли как можно чаще высказываться, актуализировать собственный опыт, предполагать, фантазировать. Принцип последовательности. Связан с принципами системности и проблемности. Занятия должны проводиться в определенной логической последовательности. Этот принцип отражается также в системе последовательного развертывания знаний — от простого к более сложному. Принцип безопасности. Используемые педагогом формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Принцип безопасности подразумевает также, что педагог не забывает о призыве «Не навреди природе!». Принцип интеграции. Интегрированный подход предполагает тесное сотрудничество с педагогами дошкольного учреждения и экологизацию различных видов деятельности ребенка. Принцип деятельности. Деятельность – это основа экологического образования дошкольника. В процессе ознакомления ребенка с природой традиционно большое внимание уделяется уходу за комнатными растениями, труду на огороде. Однако с позиции экологического образования необходимо расширить рамки такой деятельности за счет участия детей совместно с взрослыми (особенно родителями). Принцип регионализма. Проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей. «Божьи коровки» (нестандартное выносное оборудование на участок) наблюдение за строением божьей коровки. Где живут, где их домик, решение проблемной ситуации, вместе с детьми. Божьи коровки изготовлены из пластиковых ложек. «Грибочки боровички» (выносное нестандартное оборудование) рассматривание строение грибочка. Грибочки сделаны из гипса (формы использованы бутылки 0,5 это ножки, а верхушки гриба залиты в формочку блюдечка). «Жирафик» это наша путеводная игрушка дети с ней путешествуют по территории детского сада. Этой игрушке, дети, рассказывают, что нового узнали. Сделана она из пластиковых бутылок из 5л., 0,5 5шт. и бутылка из-под молока). Сухой бассейн сделан из бросового материала. «Водоём с кувшинками», дети, когда приходят к бассейну, могут потрогать руками керамзит игрушку резиновую, представить, что они, как – будто на пруду. Метод рефлексии особенно в период адаптации детей. Н. Рау На пруду лягушки- -Кабы мы ни капли Мимо них комарики, А квакушкам дела нет- «Гусеница» из дисков компьютерных, цветы посажены по кругу в альпийской горке. Кувшинки сделаны из пластиковых стаканов разных цветов. «Дорожка здоровья» массажные коврики, песок, ткань, керамзит, можно менять местами массажные коврики с тканью, песок может быть сухой, а также мокрый. Основными целями организации «Тропы здоровья» являются:
Из массажных ковриков Песка, может быть мокрый или сухой. Керамзит Ткань любая, желательно хлопчатобумажная. «Отдых в тени» «Домик Лесовичка». «Стульчики и стол» сделаны из пеньков деревьев «Скворечник», «пчёлки из пластиковых бутылок» «Клумба поросенок» сделана из пластиковых бутылок и посажены цветы петуньи. Дети ухаживают и наблюдают за ними. «Слоник – сборник» керамический сосуд для сбора мусора с участка. Наблюдение за плодовыми деревьями на участке вишня от цветения до созревания ягод. «Эй! Капитан мы готовы к отплытию!» «Попутного нам ветра!» Е. Арс Плывет, плывет кораблик Клумба «Бабочка» на ней растут многолетники, такие как ирисы, пионы, которые цветут весной, дубки, которые расцветают осенью. Однолетники бархатцы, петуньи, циннии, астры, гайлардия. Золотые лепестки, Только тучка набежала, «Есть у нас огород там, овощи растут»
Список используемой литературы:
|