Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето» |
Летние занятия | |||
Автор: Швенк Екатерина Валерьевна | |||
28.05.2023 18:23 | |||
Конспект открытой НОД по развитию связной речи в старшей группе «Земляничка» Тема «Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето» Составил: учитель – логопед высшей квалификационной категории Швенк Екатерина Валерьевна 2019 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛУЧИК» Цель: Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу «Лето» Задачи: Коррекционно – образовательные:
Коррекционно – развивающие:
Коррекционно – воспитательные:
Оборудование: ИКТ (проектор, ноутбук, презентация); музыкальное сопровождение (звуки природы), магнитная доска, предметные картинки, письмо от Нептуна, задания для детей от «Кикиморы», капелька, Су-Джок шарики на каждого ребенка, цветные фломастеры, картинки летняя обувь (шлепанцы) с заданием на каждого ребенка, жетоны – паззлы, сюрприз для детей. Предварительная работа: — разучивание с детьми самомассажа «Солнышко»;
Словарь: Существительные: лето, жара, солнце, цветы, лужи, зонтик, солнцепек, пляж, загар, купание, отдых, гроза, радуга, молния; вода, водяной, водомерка, водоворот, подводный; кукушка, сова, ласточка, соловей, стриж, трясогузка; обобщающие понятия: «одежда», «обувь», «головные уборы», «птицы», «летние развлечения». Прилагательные: жаркий, прохладный, холодный, теплый, дождливый, солнечный, радостный, разноцветный, цветущий. Глаголы: отдыхать, загорать, купаться, играть, кататься, ходить, ездить, летать, слушать, плавать, строить и др. Длительность НОД: 20 – 25 минут Приёмы руководства деятельностью детей:
Приоритетная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие детей, речевое развитие детей, физическое развитие детей, социально-коммуникативное развитие детей. Ход занятия Дети вместе с логопедом заходят в логопедический кабинет. Вводная часть Логопед. Ой, ребята, кто же это побывал до нас? Что-то у нас сыро стало, лягушки появились. Как вы думаете кто это? Возможные ответы детей (Кикимора) Так сыро стало, а вы солнечными лучиками хотите согреться? А давайте с вами погреемся, вспомним нашу солнечную гимнастику. Логопед проводит с детьми Самомассаж «Солнышко» Солнышко, солнышко, в небе свети! (Поглаживание лба кистями рук) Яркие лучики к нам протяни. Ручки мы вложим в ладошки твои, (Похлопать в ладоши над головой) Нас покружи, оторви от земли. (Покружиться, подняв руки вверх) Солнечный лучик быстро скакал, (Вытянуть вперед правую руку, медленно) И на плечо он к ребятам упал. (Погладить правое плечо.) Весело лучик песенку пел, (Повторить то же самое с левым плечом.) Каждый себе на плечо посмотрел. Солнечный лучик быстро скакал, И на маленький носик к ребятам попал. (Погладить крылья носа) Весело лучик песенку пел, Каждый на носик себе посмотрел. Хлопают радостно наши ладошки, (Похлопать в ладоши.) Быстро шагают резвые ножки. (Ходьба на месте.) Солнышко скрылось, ушло на покой, (Закрыть глаза и погладить.) Мы же на место сядем с тобой. (Сесть на стульчики). Логопед. Согрелись под теплым солнышком? Ой, ребята, посмотрите что это? Возможные ответы детей (Письмо, конверт) А от кого же оно, как вы думаете? Возможные ответы детей (От Нептуна) Давайте прочитаем его. Логопед читает письмо «Здравствуйте, ребята! В царстве у меня беда. Спрятались все кто-куда. Буря, шторм, волна, цунами. Не довольна Кикимора нами, не позвали мы ее, забыли, тем ее и разозлили. Ребята, помогите нам с друзьями собраться вместе на наш праздник. Ваш друг Нептун» Логопед. Ну что, ребята, поможем? А как же нам ему помочь? Основная часть (Включается презентация) 1 слайд (Идет запись голоса «Кикиморы») Кикимора. Здравствуйте, ребята! Я рада, что вы меня узнали. Вижу даже не испугались моего мокрого и вредного характера и умеете от моей мокроты согреваться. А над Нептуном действительно я пошутила, так забавно было. Хорошо, я позволю вам ему помочь, но, если только вы выполните все мои задания. Готовы? Тогда вот вам мои конверты (на слайде появляется анимация конвертов). 2 слайд (на слайде появляется картинка с изображением лета) Логопед. — Как вы думаете, ребята, что изображено на картине? Возможные ответы детей (Лето) Логопед. — Какая погода Летом? Возможные ответы детей (Теплая, жаркая, прохладная, дождливая, солнечная, радостная). На слайде появляется анимация капельки. Логопед. Вот мы и ответили на вопрос. Ой, что это? Возможные ответы детей (Капелька воды, росинка) Логопед. Что же мы должны с ней сделать? (Логопед читает задание из конверта) Задание. Поиграйте с моей капелькой так, чтобы она не высохла. Логопед. Ребята, для того, чтобы поиграть с капелькой, нам нужно встать в круг. Р.И. «Капелька, росинка» Логопед. Ребята, мы сейчас будем друг другу передавать росинку, а чтобы она не высохла, мы будем называть летние слова. Возможные ответы детей (Дети передают росинку по кругу и называют слова: сачок, бабочка, солнце, купальник, волна, загар, лягушки, солнечные очки…). Логопед. Вот сколько летних слов получилось. А теперь, чтобы капельке-росинке не было скучно, мы будем называть, слова – родственники, ведь капелька состоит из воды, вот мы и будем называть «водные» слова, а помогут нам в этом картинки (логопед предлагает картинки детям с изображением «водных слов»). Вам нужно выбрать такую картинку, чтоб в ней (в картинке) было слово «Вода». (Дети выбирают картинки, однокоренные слова, к слову, вода). Возможные ответы детей (Дети на доску вокруг росинки-капельки называют и прикрепляют слова-картинки: водопад, водомерка, водолаз, водоросли, водоворот, водяной, подводная лодка). Логопед. А вот и первый жетон за правильный ответ. (Логопед передает жетон детям.) 3 слайд (на слайде изображены лесная лужайка с цветами и деревьями) Логопед. – Посмотрите на слайд и назовите что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дерево, природа).
Логопед. Молодцы! Вот вам еще один жетон, за правильный ответ (дети получают жетон); 4 слайд (на слайде изображена ласточка) Логопед. – Давайте посмотрим на слайд и назовем, что же изображено на следующей картинке? Возможные ответы детей (Птица, ласточка); Логопед. — Ласточка это кто? Возможные ответы детей (птица); Логопед. — Птица какая? Возможные ответы детей (Перелетная, красивая, звонкая); Логопед. – Ребята, а каких птиц можно услышать летом в лесу? Возможные ответы детей (Соловья, стрижа, кукушку, сову……); Игра «Назовите птицу ласково»: Соловей – соловушка; Лебедь – лебедушка; Сова – совушка; Утка – уточка; Кукушка – кукушечка и т.д. Логопед. Молодцы, какие вы умные и догадливые. Вот и еще один жетон за правильный ответ (Дети получают еще один жетон). 5 слайд (на слайде появляется картинка с изображением летней одежды) Логопед. — Что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Летняя одежда, обувь, головные уборы); Логопед. — Перечислите летнюю одежду (обувь, головной убор), но отвечать нужно полным ответом. (Я знаю летнюю панамку, я знаю резиновые шлепанцы …); Логопед. – Ой, ребята, посмотрите, Кикимора и над нами хочет подшутить, приготовила для нас обувь (шлепанцы) и все их перепутала. Возьмите себе (каждому ребенку достается по одной заламинированной картинке-шлепанцу). Логопед. «Ох и Кикимора-проказница, только по одному шлёпанцу раздала, ребята, давайте найдем каждому свою пару. Игра на развитие коммуникативных навыков «Найди пару» Цель: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Ход: Для игры нужны вырезанные из бумаги шлепанцы. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Логопед. — Молодцы, каждый нашел пару. Ребята, посмотрите на обратную сторону своей картинки, там Кикимора тоже приготовила для вас задание. Давайте с вами найдем каждому полупарку обуви свою пару и соединим их. (Дети выполняют индивидуальное задание). Логопед. — А вот и еще один жетон за правильный ответ, какие вы молодцы, справились с заданием (Дети получают еще один жетон). 6 слайд (на слайде появляется картинка дети на прогулке «Летние развлечения») Логопед. – Ребята, посмотрите на слайд и назовите, что изображено на картинке? Возможные ответы детей (Дети играют на улице);
Логопед. – Ребята, Кикимора для нас приготовила загадку: по тропинке, по дорожке, Топают к нам чьи-то ножки. У него – колючий бок, по грибам большой знаток. Кто это? Возможные ответы детей (Ежик). (На слайде появляется анимация Су-Джок шарик) Логопед. — Ой, какой необычный ежик. (Логопед читает задание) Задание. — Поиграйте с моим необычным ежиком! Логопед. – Вот Кикимора выдумщица! Ребята, берите себе по ежику (каждому ребенку раздает Су-Джок шарик). -Сейчас мы поиграем с необычными ежиками. А чтобы Кикимору не обидеть, мы будем играть с ним аккуратно и стараться не уронить. Пальчиковая гимнастика «Ёжик» Цель: скорректировать речевые нарушения с помощью использования Су – Джок шарика. Массаж специальным шариком Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями) Логопед. – Вот мы и ручки наши размяли и жетон еще один получили. (Дети получают еще один жетон). 7 слайд (на слайде появляется картинка с мнемотаблицей) Логопед. – Ребята, перед нами появилась целая таблица с картинками. Что же мы должны сделать? Возможные ответы детей (Составить рассказ про Лето). Логопед. — Но для начала нам нужно размяться, вы говорили, что любите кататься на велосипедах, купаться и гулять. Вот и мы пойдем гулять. Физ. минутка «Лето» Цель: – активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий. Летней жаркою порой (ходьба на месте) Пойдем на речку мы с тобой! Будем плавать, загорать, (имитация плавания) Землянику собирать. (имитация сбора ягод в ладонь) Слушать, как поёт скворец, (приставить ладонь к правому уху) Как в лесу журчит ручей, (приставить ладонь к левому уху) Наблюдать, как у водицы (присесть на корточки, выглянуть из-за ладоней.) Стрекоза с жуком резвится. Логопед. Послушайте, какой рассказ получился у меня. «Летом, часто погода солнечная, дует легкий ветерок. Деревья одеты в зеленые платьица. Луга расписаны разноцветными красками. А в лесу летом можно услышать прекрасное пение птиц, журчание ручейка, щебетание ласточки, собирать ягоды и грибы. Дети надевают летнюю одежду: платья, шорты, футболки, кепки, на ноги обувают сандалии или шлепанцы. И идут играть на улицу. Летом на улице можно кататься на велосипеде и самокате, играть в мячик и строить замки из песка. А еще можно купаться на речке, бегать по лужам, прятаться под зонтиком от дождя и загорать». Вот какие подарки нам приносит Лето». Логопед. Ребята, кто хочет составить свой рассказ про Лето? (Дети по желанию составляют описательный рассказ). Логопед. -Какие Вы молодцы, ребята! Вот какие замечательные у нас получились рассказы. И за это еще один жетон (Дети получают еще один жетон). 8 слайд (На слайде появляется Кикимора и включается аудиозапись) Кикимора. Молодцы, ребята! Со всеми моими заданиями справились, все жетоны собрали. Ну, а теперь соберите все жетоны вместе и помогите Нептуну. Заключительная часть Логопед. — Ребята, а теперь давайте соберем все жетоны вместе. (Дети собирают жетоны и складывают из них картину с изображением подводного царства Нептуна.) Логопед. — Вот какая картинка получилась «Праздник в подводном царстве», смотрите, тут нам от Нептуна послание. Логопед зачитывает послание. «Спасибо за помощь, ребята. А это подарок от меня и моих друзей. Ваш друг, Нептун». Логопед. – Ребята, а где же подарок? Давайте поищем его. (Дети находят сюрприз конфеты «Морские»). Рефлексия Логопед. – Ребята, какие вы молодцы, справились со всеми заданиями и не испугались проказов Кикиморы. А Вам понравилось? Что больше всего понравилось на нашем занятии? Какое задание? А какое задание от Кикиморы, на ваш взгляд, было сложным и почему? Как вы думаете мы с вами смогли помочь Нептуну? Возможные ответы детей.
|