Конспект НОД открытого занятия по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино» |
Конструирование | |||
Автор: Федотова Любовь Сергеевна | |||
22.10.2016 08:27 | |||
Конспект НОД открытого занятия по конструированию из строительного материала для детей старшей группы «Мост для Буратино» Разработала: Федотова Любовь Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №399 комбинированного вида» г.о. Самара Цели: расширять представление детей о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов, умении самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, комбинировать их. Учить договариваться и делать дело сообща. Задачи: Образовательные: Формирование умения у детей анализировать схему постройки, выделяя её части, планировать этапы создания постройки, самостоятельно подбирая необходимый строительный материал. Расширение представлений о мире взрослых.
Развивающие: Развитие конструктивных умений и навыков в сооружении красивых, прочных, устойчивых построек. Развитие мелкой моторики рук, внимания, наблюдательности. Воспитательные: Воспитание аккуратности, самостоятельности, культуры речевого общения со сверстниками. Поощрять умение планировать свою деятельность. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. Предварительная работа: Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Построй по схеме», индивидуальная работа по конструированию, заучивание стихотворения. Программное содержание: расширять представление детей о мостах, их строении, назначении; упражнять в конструировании мостов, совершенствовать конструкторские навыки; учить подбирать детали, используя схемы. Материал: строительный материал, деревья, фигурки, ткань, машины, игрушка Буратино, фарфоровая кукла Мальвина Интеграция: познание, безопасность, конструирование. Словарь: мостостроители, мостик, мосток, опоры, скаты, полотно. Приемы: погружение в игровую ситуацию, сюрпризный момент-появление куклы Буратино, загадка, вопросы, рассматривание, практическая деятельность, исследовательская деятельность, поисково-игровая деятельность. Ход непосредственно образовательной деятельности. Соединить столы и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты) Ход занятия: 1 часть. Организационно-мотивационная Воспитатель предлагает детям разгадать загадку: Если речка широка, Вам не нужен самолёт, Дети: Мост. Воспитатель –Правильно. Ребята, сегодня у нас занятие по конструированию. 2 часть. Моделирование и разрешение проблемной ситуации Сюрпризный момент. Появление Буратино, раздается стук в дверь. Воспитатель – Посмотрите, кто к нам в гости пришёл! Здравствуй, Буратино, проходи. Буратино: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! Буратино – Я не в гости пришел, я к вам за помощью пришел. Воспитатель – Что случилось? Буратино – У нас в городке был очень сильный ветер, даже ураган. И он сломал все на своем ходу. И теперь мы – очень страдаем от этого: как нам перейти с одного берега реки на другой, как через железную дорогу переехать машинам, как перейти через овраг? И самое главное как вообще восстановить эти мосты? Ведь на другом берегу, совсем одна осталась Мальвина. Нам необходимо ее вернуть в наш город. Воспитатель – Ребята, как вы думаете, как может помочь Буратино Мальвине вернуться домой? Кто помнит, как появился Буратино в сказке? (ответы детей) Воспитатель- правильно, Буратино в сказке деревянный, а мы с вами знаем свойство дерева-оно не тонет в воде. Буратино мог бы переплыть реку и помочь вернуться Мальвине, но наш Буратино совсем не деревянный, а из ткани. Буратино- Да, даже, сели б я был деревянный, то не смог бы обойтись без вашей помощи, ведь река на столько широка и глубока, что, боюсь, не хватило моих сил добраться. Воспитатель-Ребята, ну что? Поможем Буратино? Дети-Да! Воспитатель – Да, Буратино, дети действительно смогут помочь тебе, мы уже учились с ними строить мосты. Они и тебя научат. Ты только будь очень внимательным. Буратино – Хорошо, я буду очень внимательным, спасибо вам! - Загадываю детям загадку: «Я над речкою лежу, оба берега держу» (мост) Предлагаю ответить на вопрос: Одинаковые ли мосты строятся? (разные: высокие-низкие, широкие-узкие, длинные-короткие). - Сегодня вы все строители, но не просто строители, а мостостроители, которые построят разные мосты. Буратино: Тогда отгадайте сначала мою загадку: Чтоб преграду одолеть, Мастер так решил вопрос: Ответы детей. В-ль: Все вы ответили правильно – мост – это сооружение, возведенное через какое – либо препятствие (реку, обрыв). Кстати, мост – это одно из древнейших изобретений человечества. Давайте посмотрим, какие бывают мосты — обращает внимание детей на доску –показ картинок о разнообразных мостах (разводной мост, железнодорожный мост и т.д.) В-ль: И сегодня каждый из вас будет строить мост. Но, сначала мы поиграем в игру «Какой? Какая? Какое?» Мост для автомобилей – мост какой? – Мост для автомобилей автомобильный Мост из бетона – Мост из бетонабетонный Мост из кирпича – Мост из кирпича кирпичный В-ль: Молодцы. Строить вы будете пешеходный деревянный мост из строительных деталей. А перед строительством нужно вспомнить, какие бывают строительные детали и как они выглядят. Проводится игра «Узнай деталь» (по типу «чудесный мешочек»). В-ль: Молодцы, все детали вы назвали. А как вы думаете, какие части есть у пешеходного моста? Ответы детей. В-ль: Правильно, у пешеходного моста должны быть опоры, перекрытие, ступеньки, перила. Теперь можно и к постройке моста приступить. Физминутка «Буратино» 3 часть. Самостоятельная творческая деятельность Мы с вами узнали какие бывают мосты, а сейчас предлагаю стать строителями. Я предлагаю вам разбиться на группы, договориться между собой, какой мост будете строить. Необходимо построить мосты через реку, чтобы спасти Мальвину (фарфоровая кукла). В-ль: Чтобы построить мост, строителям нужна схема или план, я предлагаю вам схемы. Рассмотрите и расскажите о своей постройке, сколько деталей и каких? Дети рассматривают схемы, называют, какой материал им понадобится, в какой последовательности они будут выполнять постройку, обговаривают в группе, кто, что будет строить. В-ель: А теперь подберите строительный материал к этой схеме и начинайте постройку. В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей (их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции). В-ль – Прежде чем начать строить мост, Буратино, послушай, что необходимо знать. Тебе сейчас ребята расскажут. Расскажем Буратино? Дети – Да! Воспитатель – Какие бывают мосты по назначению? Дети – Мосты бывают пешеходные, автомобильные, мосты по которым едут машины и идут пешеходы. Воспитатель – Назовите части моста. Дети – Опоры, перекрытия, спуски. Воспитатель – Какая самая главная часть? Дети – Самая главная часть у моста – опоры. Воспитатель – Почему? Дети – От опор зависит, какой будет мост: высокий или низкий, широкий или узкий. Воспитатель – А еще опоры должны быть очень прочными, ведь они должны удерживать всю конструкцию моста, людей и транспорт, который по нему передвигается. Поэтому из каких деталей лучше строить опоры? Дети – Строить опоры лучше из брусков, больших цилиндров. Воспитатель – Правильно, это должны быть устойчивые детали. У пешеходных мостов какие могут быть спуски? Дети – Ступеньки. Воспитатель – Молодцы, ребята. А еще, Буратино, у мостов обязательно бывают перила, а если это пешеходный и автомобильный мост – бордюры, которые разделяют проезжую часть и пешеходную. Да, ребята? Буратино – Ой, ребята, кажется, я запутался! Воспитатель – Не переживай, мы тебе сейчас сделаем модель моста, чтобы ты лучше понял и запомнил. Дети – Да! Двое детей моделируют пешеходный мост со ступеньками и автомобильный мост. Воспитатель – Покажите опоры… перекрытия… спуски. С чего начнем строить мост? Запомнил? Буратино- Запомнил. Спасибо! Теперь я точно не забуду! Воспитатель – Что-то мы, ребята, засиделись с вами. Вставайте в круг сделаем зарядку. Физкультминутка Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрываем оба глаза) Наши тело отдыхает, упражнение выполняет. (Продолжаем стоять с закрытыми глазами) А теперь глаза откроем, через ресьсы мост построим. (Открываем глаза, руками рисуем мост) Нарисуем на мосту мы большую букву У. (Указательным пальцем рисуем букву У) Руки поднимем высоко, и опустим вниз легко. (Руки поднимаем вверх, опускаем вниз) Вправо, влево повернем. (Повороты туловища вправо- влево, руки на поясе) Мостик строить вновь начнем. по мосту шагает, «Красная машина по дороге мчится, А теперь надо показать Буратино, как надо пользоваться мостами. Для этого у нас есть отдельный стол, где находятся машины для автомобильных мостов и новые жители, которые будут ходить по пешеходному мосту. А вы им покажите. Дети размещают фигурки жителей острова и машины. Вы молодцы, справились с заданием. Буратино и Жители острова вам благодарны. Воспитатель – Буратино, ты запомнил, как надо строить мосты? Буратино – Да, спасибо вам, ребята, теперь я точно все запомнил, но чертежи я заберу с собой! А теперь мне надо бежать, меня заждалась Мальвина! До свидания! Воспитатель – Я тебя провожу, Буратино, а вы, ребята, следуйте за нами, Берите машины, жителей Острова и пойдемте играть. Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились и помогли Буратино. Вот вы и стали мостостроителями. Понравилось вам строить разные мосты? А теперь поиграем все вместе. 4 часть. Итог совместной деятельности Рефлексия: Воспитатель: У моста есть опоры, чтоб стоять (показывает), Свободная деятельность детей. Расставление готовых изделий для игры. Воспитатель: Расскажите мне, что вы построили? Ответы детей Воспитатель: А что вам сегодня больше всего понравилось? Воспитатель: Вам понравилось быть строителями? Дети: да. Воспитатель: Вы молодцы, ребята, хорошо потрудились. А сейчас вам, что больше всего хочется? Дети: поиграть. Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру. Для перехода к сюжетной ролевой игры можно предложить достроить около моста дома, предприятия и т.д.. т. е обустроить территорию вокруг или около моста. Литература:
|