Использование Лего-конструктора в речевом развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи |
Конструирование | |||||||||||||||||
Автор: Гомзякова Оксана Николаевна | |||||||||||||||||
08.01.2025 14:58 | |||||||||||||||||
Использование Лего-конструктора в речевом развитии детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи Гомзякова О.Н., воспитатель Эффективность процесса развития речи дошкольников 5-7 лет можно повысить, используя конструктор ЛЕГО. Лего-конструирование — это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности, которая позволяет стимулировать любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их. Дети воспринимают занятия с применением конструктора ЛЕГО как игру, которая вызывает у них положительные эмоции. Отметим, что развивающие наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям эстетики, прочности и долговечности.
Актуальность решения коррекционных задач по развитию речи детей с ТНР с помощью инновационных средств, каким является Лего-технология, побудили нас к разработке педагогического проекта «С ЛЕГО играем – речь развиваем». Цель проекта – повышение эффективности коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством Лего-конструирования. Лего-конструктор есть почти в каждой семье, особенно его многотам, где подрастают мальчики. Если конструировать вместе с ребенком, обыгрывать изделия, то можно успешно решать разные задачи развития речи. Мы решили показать родителям как, используя Лего-конструкторв детском саду, мы развиваем речь детей. Организовали для родителей цикл занятий в рамках семейного клуба «Играем вместе» и с детьми показали пример, как можно использовать Лего-конструктор на практике. Цикл состоял из 4-хзанятий:
На первом занятии родители вместе с детьми выбирали схему для конструирования: цветы, наземный транспорт, птицы, насекомые; собирали изделие и далее описывали его. Варианты схем мы разработали сами: на панели из деталей конструктора собрали предметное изображение, сфотографировали его – получилась схема-постройки, разобрали постройку – получился набор деталей для бабочки или скорой помощи. Описывать изделие нелегко даже взрослым, поэтому предложили мамам и детям схемы описательных рассказов. Про своё изделие рассказывать было всем приятно. Провели несколько грамматических игр, чтобы показать родителям, как готовое изделие помогает закрепить грамматические формы словообразования и словоизменения: «Назови ласково любую часть постройки» (крылышко, колёсико), «Чем любуешься, скажи» (синим цветком, разноцветной машинкой), «Закончи предложение – я мечтаю о двух…» например, больших попугаях. Дети с родителями передавали предмет и по очереди участвовали в игре. Лего-конструктор и театр открывают простор для детского творчества. На одном из занятий семейного клуба, дети показали родителям, как изготовить сценудля теневого театра, распределили роли и разыграли сказку «Теремок». Лего-конструктор в нашей группе стал двигателем к развитию творческих игр: сюжетных и режиссерских. Домики, замки, герои мультфильмов и сказок, прятки, догонялки, считалки – всё соединилось вокруг построек, а главное, звучала детская речь (диалог и монолог). Роль взрослого в такой игре вовремя заметить и исправить речевые ошибки, направить развитие игрового действия и коммуникации между участниками игры. Лего-конструктор мы активно используем при реализации темы недели, например, темы «Хлеб – всему голова». Дети с родителями увлеченно украшали тортики, далее мы использовали изделия в игре «Кафе». В рамках лексической темы «Домашние животные» дети по схеме мастерили лошадок. Сначала проговорили детали изделия, чего сколько потребуется, с чего лучше начать делать лошадку, что делать дальше и чем закончить конструирование. Таким образом, мы развивали у детей планирующую функцию речи. Любой новый объект в нашей группе – это повод для обогащения словаря. «Какая лошадка?», «Что делает?», «Быстрая, как…» (ветер, молния) — подбирали сравнения. И в то же время новый объект – это повод для закрепления грамматических форм: «Чья грива, чей хвост?». Мы вспомнили с детьми артикуляционное упражнение «Лошадка скачет», выучили новую скороговорку «От топота копыт…». Лошадка ещё долго увлекала детей в самостоятельной деятельности. Использование Лего-конструктора в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи — эффективно, так как опирается на тактильный и зрительный анализатор, интерес детей к игровой деятельности и потребность в творчестве. Обо всем этом мы рассказывали родителям на занятиях семейного клуба с целью привлечь их к развитию речи детей в процессе домашних игр с конструктором ЛЕГО. Педагогический проект по речевому развитию детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи «С ЛЕГО ИГРАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ» Автор проекта: Гомзякова Оксана Николаевна, воспитатель Проблемное обоснование проекта: Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников с ТНР является создание эмоционально благоприятной ситуации развития, которая вызывает желание активно участвовать в речевом общении. Такая ситуация возникает во время игрового общения детей в процессе Лего-конструирования. Существует несколько способов игры в ЛЕГО:
- ребенок или группа детей конструирует модели при участии родителей или педагогов. Лего-конструктор есть в каждой семье и в детском саду, он безопасный, яркий и может использоваться по-разному. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей: например, малыш обнаруживает, что спереди у машины есть капот, место, куда заливают бензин, называется топливный бак, а вещи водитель может складывать в багажник. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать всё больше и больше новых слов, и выражений. Использование Лего-конструктора обеспечивает интеграцию различных видов детской деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, конструктивная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, двигательная); позволяет учиться, играя и обучаться в игре; поднимает на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе; развивает самостоятельность, целеустремленность, способность решать любые задачи творчески. В процессе занятий с детьми по Лего-конструированию, идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса, совершенствование грамматических конструкций. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. Тяжелые нарушения речи у дошкольников часто сопровождаются сопутствующими и вторичными отклонениями в развитии нервно-психической сферы. К ним относятся отрицательные личностные проявления, нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость, расторможенность, замкнутость, негативизм и др.). Нередко встречаются расстройства внимания и целенаправленного восприятия, а также снижение общей работоспособности, дети четырёх-пяти-шести лет порой оказываются психологически неготовыми к активному участию в логопедических занятиях. Чтобы отрабатываемый изо дня в день речевой материал не наскучил ребенку, был для него интересен, необходим постоянный поиск современных эффективных приемов работы. Большую помощь в преодолении указанных проблем оказывает Лего-конструктор. Актуальность решения коррекционных задач по развитию речи детей с ТНР с помощью инновационных средств, каким является Лего-технология, побудили нас к разработке педагогического проекта «С ЛЕГО играем – речь развиваем». Цель проекта– повышение эффективности коррекционной работы по развитию речи детей с ТНР посредством Лего- конструирования. Задачи:
Разработка и реализация проекта опираются на следующие принципы:
Срок реализации проекта: сентябрь – апрель План реализации проекта:
Условия реализации проекта:
1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO — М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2001. 2. Лусс Т.В. Использование ЛЕГО ДАКТА с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Современные проблемы изучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Межвуз. сб. научи. — метод., тр Выпуск 3. Мордовский гос. Пед. ин-т; Под ред. И.В. Чумаковой, Е.Л. Шиловой, Н.Н Морозовой. — Саранск, 2000. — С. 162-165. 3. Лусс Т.В. Сформированность предпосылок к обучению чтению с ЛЕГО конструктором у детей, имеющих речевые нарушения, и у умственно отсталых учеников. /Материалы секции «Актуальные проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МГЛУ», Отв. Ред — Н.М. Чалов. — М., 2001. — С 68-71. 4. Лусс Т.В. Лего-игра как средство диагностики различных отклонений в развитии. /Основы специальной психологии: Учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений/ Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М. «Академия», 2002. — С. 425 — 438. 5. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО — М., «Владос», 2003. 6. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. Участники проекта: воспитатель: Гомзякова Оксана Николаевна; учитель – логопед: Ховайло Любовь Николаевна; дети группы компенсирующей направленности для детей с ТНР; родители. Критерии эффективности: Цель проекта можно считать достигнутой, если: - дети проявляют речевую активность в процессе игровой деятельности с использованием конструктора ЛЕГО; - у детей успешно формируются средства языка: словарный запас, грамматический строй речи, связная речь, звукопроизношение и фонематические процессы; - дети демонстрируют познавательную активность и работоспособность, у них активно развиваются процессы восприятия, внимания, памяти; - дети успешно общаются и действуют в парах, коллективе, распределяют обязанности в игре с конструктором; - родители проявляют интерес к проблеме развития речи своих детей, сотрудничают с педагогами. Результат проекта: - Перспективный план работы детско-родительского клуба. - Выставка и фотовыставка детских работ. - Открытый показ сказки «Теремок» с использованием атрибутов из Лего – конструктора. - Опыт работы «Речевая деятельность с детьми 5-7 лет в процессе применения Лего-конструктора». - Презентация опыта работы.
|