РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «АРХИТЕКТОР» |
Конструирование | |||
Автор: Юрченко Ольга Сергеевна, Приданникова Кристина Николаевна | |||
11.09.2023 05:10 | |||
РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ АВТОРСКОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «АРХИТЕКТОР» Юрченко Ольга Сергеевна, Приданникова Кристина Николаевна Воспитатели МБДОУ «ДС №343 г. Челябинска» Аннотация: В статье представлен опыт работы по конструктивно-модельной деятельности с использованием авторского пособия и раскрываются особенности данной деятельности в дошкольном детстве. В современном мире особое внимание уделяется детскому конструированию. В программах о дошкольном воспитании, эта деятельность рассматривается как одна из ведущих. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. Конструирование – это целенаправленный процесс, в результате которого ребенок достигает определённого реального продукта своей деятельности.
Дети с рождения конструируют и изобретают. Это заложено природой – эти задатки реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок фантазер, создает сам свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. Во время конструирования у детей хорошо развивается фантазия, воображение, логическое и математическое мышление. Одним из продуктивного вида деятельности является – конструирование поскольку его цель — получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных моделей и конструкций. Выделяют два вида конструирования техническое и художественное. В техническом конструировании дети изображают реально существующие объекты, а создаются постройки из разных видов тематических конструкторов. В конструирование художественном — дети, создавая образы, не только выражают своё отношение к ним, но и передают их характер, передавая цвет и форму. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, картона, природного и бросового нетрадиционного материала. Основной программной задачей конструирования является развитие у детей познавательных и творческих способностей, позволяющих успешно ориентироваться в условиях выполняемой деятельности. Данные способности сохраняют свое значение на протяжении всей жизни, а в дошкольном детстве важнейшие этапы своего первоначального становления и развития. Так же важной задачей, является расширение знаний и представлений детей предметном мире, ознакомление со свойствами строительного материалами и правилами использования при сооружении построек, а также формирование у детей навыков практического конструирования и графического изображения предметов и построек в виде схематических рисунков и простых чертежей. Основную часть времени ребенок проводит в ДОУ, поэтому необходимо организовать пребывания ребёнка в детском саду, таким образом чтобы предметно пространственная среда служила всестороннем развитием для ребенка. Продумывая каждый элемент предметно пространственной среды, рассматривая его с разных сторон: эстетической, обеспечение безопасности, удобства и полезности, воспитатель обыгрывает таким образом чтоб ребенок по фантазировать, по конструировать. Используя конструктивную деятельность, воспитатель стимулирует у ребенка стремление к познанию, к поиску правильных решений при построении новых конструкций. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются обобщенные способы действий, умение целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек. Дети учатся планировать работу, представляя ее в целом, учатся контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. Все это делает процесс конструирования организованным, продуманным. Конструирование необходимо А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру». Конструирование являются необходимыми и актуальными для детей практическим видом деятельности и относится к сложному виду деятельности для детей, от которого ребенок приобретает огромную пользу: развивается мелкая моторика, происходит знакомство с формой и текстурой предметов на практике, развивается воображение фантазия, вырабатываются технические навыки. Кроме того, занятия способствуют духовно-нравственному воспитанию детей. Овладение конструированием способствует обогащению словаря, детской речи, именно в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их. Общаясь друг с другом при осуществлении конструктивных действий, анализируя объекты, планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления. Процесс конструирования носит и социальное значение. В настоящее время нашей стране не хватает квалифицированных технических кадров. Через конструктивную деятельность детей воспитатель знакомит детей с различными профессиями, материалами, постройками и технологиями их изготовления. В дошкольном возрасте продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников. Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением. Особенность конструктивно-модельной деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка. В процессе данной деятельности дошкольники обучаются планировать предстоящую работу, анализировать собственные действия, делать выводы, исправлять ошибки, составлять из отдельных частей целое, сравнивать и обобщать. Конструктивно-модельная деятельность объединяет детей, приобщает их к коллективной работе, предоставляет возможность проявить находчивость, выдумку, договориться, помочь друг другу, воспитывает усидчивость, трудолюбие и терпение. В рамках приоритетного направления мною было разработано пособие по конструированию «Архитектор». Данное пособие предусмотрено для дошкольников от 3 до 7 лет непривязано к одной определенной теме, можно использовать по многим темам образовательной программы, а также позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка. В дидактическом пособии по конструированию «Архитектор» используются цветные деревянные палочки, так же можно использовать счетные палочки и плоские геометрические фигуры, имеется коробочка для хранения фигур, палочек, схемы- картинки для конструирования по образцу, специальное поле с бортиками для выкладывания фигур. Цель пособия: развитие пространственного мышления, глазомера, мелкой моторики, усидчивости, внимания, закрепления знаний формы и цвета. С помощью пособия-конструктора «Архитектор» ребенок овладеет следующими задачами: научиться собирать картинки из геометрических фигур и палочек используемых в конструкторе; развиваются умение мысленно разделять предмет на составные части и последовательно собирать из частей целое, закрепляется навыки работы в парах, умение договариваться, работая над одним объектом, развивается конструктивное воображение и умение творчески использовать приобретённые навыки, развивается внимание, память, мышление, способность сосредоточиться, происходит стимуляция речевого развития и умственных способностей. Начать игру с дидактическим пособием по конструированию «Архитектор» можно со сказки о том, как встретились геометрические фигуры из фетра и деревянные палочки и заспорили, кто всех полезней. А потом подружились и решили работать вместе. И вот тут-то начали у них получаться просто-таки удивительные изображения: ёлочка, ракета, машина, и даже человечек. Можно предложите ребенку на рабочем поле геометрические фигуры и палочки, пусть он попробует распределить и таким образом чтоб получилась картинка ее он собирает на рабочем поле. Обращайте его внимание, что это можно делать не только используя что-то одно, но и можно использовать вместе, предложить пофантазировать (подсказывайте ему простейшие фигурки, если он в затруднении). Домик, кораблик, геометрические фигуры, снежинки, цифры и буквы, дорожки, предметы быта — от вилки до стола и стула. Показывая ребенку конструктивный чертеж, попробуйте прикрыть ладонью изображение реального предмета рядом — пусть малыш тренирует абстрактное мышление, самостоятельно догадываясь, что перед ним находится. Даем ребенку возможность творить, создавая очертания животных и птиц, техники и просто абстрактных узоров – конструктора «Архитектор» дает сильнейший толчок фантазии, предоставляя огромный простор для самостоятельного, оригинального, интересного "рисования" с детьми 3-5 лет: Вариант использования игры «Рисуем палочками» Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на рабочем поле использую только палочки. Начинайте с самых простых заданий — кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования. Изображаем с помощью палочек знакомые явления (например: солнышко). Изображаем с помощью палочек знакомые предметы (например: кораблик, ракету). Вариант использования игры «Преобразование фигур» Предложить выполнить задания по изменению геометрической фигуры. Например: квадрат в прямоугольник, «Оживляем» геометрические фигуры: так, квадрат превращается в домик, треугольник — в вазу с цветами. Вариант использования «Продолжи узор», «Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите ребенку продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу. Вариант использования «Отгадывание загадок» — а отгадки ребенок «рисует» с помощью геометрических фигур или палочки. Таким же образом иллюстрируем сказки, стихи, песенки. Такого рода задания отлично развивают и фантазию, и речь. Вариант использования «Угадай, что (кто) это?» «Рисуйте» на рабочем поле схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди. Вариант использования «Большой-маленький» Вы выкладываете геометрическими фигурами на архитекторе маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т. д, использую палочки. С детьми 6-8 лет: «Выкладывание цифры и буквы» (в этом возрасте важно научить ребенка «читать» схему и воспроизводить картинки по уже готовой схеме). Вариант использования «Симметрия. Дорисуй рисунки.» У игроков равное количество палочек и фигур. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной палочке или фигуре за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска-крестик-снежинка-цветок и т. д. Или квадрат-домик-окошко в домике-заборчик-крыльцо и т. д. Старайтесь не обращать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока. Вариант использования «Ориентировка в пространстве». Дать детям задание расположить фигуры относительно друг друга, например: треугольник расположить внутри квадрата, а прямоугольник, чтобы был справа от треугольника. Заранее приготовить на рабочем поле геометрические фигуры, предложить детям ответить на вопросы? — сколько квадратов сверху? — какого цвета прямоугольник снизу? — какая фигура справа от квадрата? — какая фигура слева от прямоугольника? Так же можно использовать данное пособие для развития воображения «На что похоже?», «Оживляем букву «А», «На что похожа линия?», «На что похож этот рисунок?», «Буквы потерялись – помоги их найти», «Сочиняем сказку в картинках» В этой игре участвует сразу несколько ребят: каждый создает на рабочем поле свою сцену, а затем все объединяются и рассказывают историю целиком. «Угадай, в каких сказках можно встретить?» (развитие внимания) «Чем похожи все картинки?» (элементы грамоты) Знакомимся с понятием «Система координат». Можно на рабочем поле начертить ряды и столбцы и пронумеровать их: от 1 до 5 и от А до Д. Соответственно, точки поля имеют координаты А1, Б3, Г2 и так далее. При помощи «Архитектора» можно играть в морской бой. Взрослый рисует на бумаге, а ребёнок — на рабочем поле. Проводим слуховые диктанты. Вы задаете ребенку координаты, а он по ним создает изображение. Что получилось? Для развития речи и моделирования, заучивания пословиц и поговорок с использованием пособия-конструктора «Архитектор» можно использовать «Умение читать схемы», «Разучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц на архитекторе», «Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблиц. Для развития конструктивно-модельной деятельности используем задания: «Внимательно рассмотри картинку, построй домик, укладывай фигурки точно так же, как показано на картинке». «Теперь вырастим деревце (ёлочку) рядом с домиком», «Собери из фигурок кораблик и пусти его в плавание по волнам», «Собери грузовик, чтобы он не сломался в дороге, правильно составь детали». Таким образом, используя пособия-конструктора «Архитектор» можно решать множество задач, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, а также развивать конструктивно-модельную деятельность. Таким образом, данная деятельность, несомненно, в общем умственном развитии ребёнка, поскольку способствует становлению важнейшего умственного действия – наглядного моделирования – основы образного мышления. Список литературы
|