Статья «Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с нарушением речи» |
Конструирование | |||
Автор: Упорова Ольга Сергеевна | |||
02.11.2019 15:38 | |||
Статья «Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с нарушением речи» Аннотация: Статья посвящена ЛЕГО – конструированию как одному из направлений в сфере реализации игровых технологий. В статье рассматривается нестандартное применение конструктора ЛЕГО и его аналогов в коррекционно – образовательной работе дошкольной организации. Помимо этого приведены варианты игровых заданий для детей с ОВЗ (нарушениями речи). Ключевые слова: ФГОС, игровые технологии, коррекционная работа, ОВЗ. Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Не секрет, что в дошкольном детстве игра имеет определяющее значение. Именно поэтому одна из самых популярных педагогических технологий – игровая. Она представляет собой достаточно широкое направление, которое имеет много разветвлений. Одно из них -конструирование из ЛЕГО. Некоторые авторы определяют эту отрасль как самостоятельную ЛЕГО – технологию. Небезосновательно! Уже на протяжении многих лет дети с увлечением играют в этот конструктор, что и повлияло на его активное внедрение в педагогический процесс.
Образовательная среда, созданная при помощи конструктора ЛЕГО, полностью соответствует реализации системно – деятельностного подхода, введенного ФГОС. Данный подход предполагает, что в основу педагогического процесса ДОУ ложится чередование практических и умственных действий ребёнка. А конструкторы фирмы ЛЕГО и их аналоги позволяют ребёнку и думать, и фантазировать, и действовать, не боясь при этом ошибиться. Таким образом, актуальность данного направления очевидна не только при работе с обычными детьми, но и с детьми с ОВЗ. В частности, с детьми, имеющими нарушения речи. «Ум ребенка — на кончиках пальцев» — сказал однажды известный русский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, активная тренировка пальцев руки чудесным образом воздействует на работоспособность коры головного мозга, и, как следствие, на развитие речи. Эта особенность нашего организма позволяет формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности. Итак, какие еще возможности представляет нам ЛЕГО?
ЛЕГО-конструктор вызывает у ребенка только позитивные эмоции, и вся образовательная работа воспринимается им как игра. На сегодняшний день этот конструктор — незаменимый материал для занятий в ДОУ, поскольку он является универсальным дидактическим материалом, которому найдется применение на любом занятии. Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи. Так, в коррекционной работе ЛЕГО используется в следующих направлениях:
Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
Приведем примеры игровых заданий для детей:
Такие простые упражнения позволяют достигнуть достаточно высоких результатов. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас, развивается монологическая речь. Недавно британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору ЛЕГО звание «Игрушка столетия». И это, действительно, не вызывает сомнений.
|