Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. |
Конструирование | |||
Автор: Макарова Анна Алексеевна | |||
01.05.2016 17:08 | |||
Дидактическая игра «МЯГКИЙ КОНСТРУКТОР» — как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Образовательная область – познавательное развитие (ФЭМП) Современные педагогические технологии: личностно ориентированная, игровая, сотрудничества, эмоционального благополучия. Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Макарова Анна Алексеевна. Младший возраст. Игровое упражнение. «Помоги Семену найти друзей» Цель: учить детей сравнивать контрастные по длине предметы способом приложения, отображая результаты сравнения словами «длинный», «короткий». Задачи:
Предшествующая работа: знакомство с приемами застегивания пуговиц, знакомство с основными цветами.
Оборудование: большая пластмассовая клубника, полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые мягкие мячики с глазами (головы червячка) с одной полоской. Ход игрового упражнения: Дети стоят перед столом, на котором стоит большая пластмассовая клубника. Воспитатель: Какая красивая, красная большая клубника! Кто хочет ее потрогать? (слышится шуршание). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто это шуршит? Как нам узнать? Как посмотреть? Дети: Открыть. Воспитатель: Правильно! Давайте откроем. (Открывает крышку, из клубники появляется червячок Семен). Воспитатель: Здравствуй Сема. Мы рады тебя видеть. Поздоровайся с ребятами. Дети по очереди здороваются с Семеном. Воспитатель: Какой ты хороший Семен! А какой ты длинный! Лена, какой червячок? Богдан, какой червячок? Ответы детей. Воспитатель: А почему Семен такой грустный? Расскажи нам. (воспитатель прислушивается). Да. Я все поняла. Ребята у Семена нет друзей. Ему не с кем играть, поэтому он грустит. Как же нам развеселить Сему? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, мы сделаем нашему червячку друзей! И он не будет больше грустить! Воспитатель предлагает детям части конструктора. Из которых они, путем пристегивания пуговиц, делают червячков, из одной, двух частей. Воспитатель оказывает помощь при затруднении детей в выполнении задания. Воспитатель: Вот, Семен, мы сделали тебе друзей. (Семен рассматривает друзей и замечает, что они не такие, как он) Воспитатель: Ребята, а чем отличаются ваши червячки от Семы? Ответы детей: Они маленькие. Короткие. Воспитатель: А как вы это узнали? Давайте положим их на стол. Рядом с Семеном. Положили? Посмотрите Семен – длинный. А друзья – короткие. Воспитатель: Семен — какой? (Длинный) Воспитатель: Друзья -какие? (Короткие) Воспитатель дает возможность всем детям сравнить своего червячка с образцом, и ответить на вопрос. При стойком интересе детей можно продолжить упражнение, путем добавления деталей к червячкам детей. Воспитатель: Ребята, вам понравился Семен? И вы ему очень понравились. А каких красивых, замечательных друзей вы сделали ему! Средний возраст. Игровое упражнение «Будка для Черныша» Цель: учить детей анализировать схему (будку) и выкладывать из деталей мягкого конструктора по аналогии. Задачи: 1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах- круг, квадрат, треугольник, количестве сторон, количестве углов. 2. Развивать мелкую моторику, глазомер, умение ориентироваться в пространстве. 3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности. 4. Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе. Предшествующая работа: составление знакомых предметов из геометрических фигур, составление геометрических фигур из счетных палочек, упражнения на умение различать цвета. Игры «Танграм», «Пифагор» Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, схема будки – квадрат, круг, треугольник, перчатка на руку – собака Черныш. Ход упражнения: Дети сидят за круглым столом, на столе детали конструктора. Раздается лай собаки. Воспитатель щенка. Воспитатель: Ребята, кто это? Правильно — это щенок и зовут его Черныш. Давайте поздороваемся и познакомимся с ним. Скажем ему: «Здравствуй. Мы рады тебя видеть», кто хочет погладить щенка? Он пришел к вам в гости, принес необычный рисунок. Как вы думаете, что изображено на рисунке? Ответы детей: дом, здание, домик. Воспитатель: Да правильно. Это дом для щенка. А кто знает, как он называется? Будка. Воспитатель дает возможность всем детям ответить на вопрос. Воспитатель: Черныш, а зачем нам рисунок будки? Ребята как вы думаете? Ответы детей: Показать, подарить, научить рисовать, сделать такой же. Воспитатель: Посмотрите в окно. Наступила зима. А Чернышу негде жить. Он просит вас, сделать ему красивый, уютный домик. А из чего мы можем его сделать? Ответы детей: Из конструктора. Воспитатель: Перед тем как строить будку, мы внимательно рассмотрим рисунок – схему. Из каких геометрических фигур состоит будка? Ответы детей: круг, квадрат, треугольник. Воспитатель: А кто из вас хочет ответить, сколько частей конструктора нужно взять, чтобы сделать квадрат? А треугольник? А как мы сделаем круг? Кто покажет? Ответы детей: Четыре полоски для квадрата, три для треугольника, одна для круга. (при затруднении в ответах, детям можно предложить посчитать стороны на схеме) Воспитатель: Правильно, а теперь мы превратимся в строителей, и построим будку. Дети по желанию выбирают детали конструктора и выполняют задание. Воспитатель: Построили? Черныш посмотрит, какие красивые будки у вас получились. Очень они нравятся Чернышу! Посмотрите как весело он виляет хвостом. Громко радостно лает, благодарит вас за будки. Но в какой же будет жить наш щенок? Как вы думаете? Он один, а домиков много. (Ответы). Черныш предлагает позвать своих друзей, чтобы будки не оставались пустыми. Вы согласны? Старший возраст. Игровое упражнение «Осьминоги потеряли ноги» Цель: закреплять умение детей составлять числа от 1 до 10 из единиц. Задачи: 1. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета. 2. Развивать мелкую моторику, глазомер, внимание и смекалку. 3. Создать условия для проявления детской инициативности, самостоятельности. 4. Создать комфортную психоэмоциональную атмосферу в детском коллективе. Предшествующая работа: счет до 10, обозначение счета цифрами составление чисел от1до 10 из счетных палочек, Оборудование: полоски конструктора связанные из ниток разного цвета, на каждой полоске петелька с одной стороны, пуговица с другой стороны, круглые детали конструктора с цифрами от 1 до 10, с петлями. Ход упражнения: Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем друг друга необычным способом. Психологическое упражнение «Поздоровайся глазами» Воспитатель: А теперь представим, что мы в волшебном подводном мире. Закроем глаза. Слышите, плещется вода? Вода прозрачная, чистая, она искриться на солнце. В воле плавают красивые, разноцветные рыбки. Но что это? Кто –то плачет? Вы слышите? Кто бы это мог быть? (пока глаза детей закрыты воспитатель выкладывает на стол круги с цифрами) Дети высказывают предположения. Воспитатель: Это плачут осьминоги, они так быстро плавали, веселились, танцевали, что растеряли ноги. Как же нам помочь, несчастным осьминогам? Правильно. Давайте сделаем им ноги. Только это необычные осьминоги, они же из волшебного подводного мира. У них разное количество ног. Как нам определить это количество? Посмотрите на спинки осьминогов. Что вы там видите? Ответы детей: Цифры. От одного до десяти. Воспитатель: Как вы думаете, что означают эти цифры? Зачем осьминоги носят их на своих спинах? Правильно. Какая цифра – такое количество ног должно быть у осьминога. Готовы к спасательной операции? Да! Выбирайте себе осьминога. Какая цифра у Ромы? Сколько ног нужно сделать? Дети выбирают детали конструктора с цифрами, полоски конструктора, начинают выполнять задание, воспитатель индивидуально просит ребенка посчитать количество полосок конструктора и сравнить с цифрой, если задание выполнено правильно, предлагает еще одну деталь с цифрой, если ребенок затрудняется в выполнении, предлагает пересчитать полоски и найти правильное решение – убрать или прибавит нужную деталь. Воспитатель: Посмотрите, какие у нас получились осьминоги! Вам нравятся? И мне очень нравятся! Возвращаем их в волшебный подводный мир? Закрываем глаза. Тихо, тихо плещется теплая вода, греет ласковое солнышко, плавают рыбки. Кто-то плачет? Нет! Слышен смех! Это наши осьминоги смеются, потому что счастливы!!
|