Учебно-методическое пособие "Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования" |
Конструирование | |||
Автор: Урманова Ирина Викторовна | |||
06.02.2015 22:53 | |||
Весь мир в одной коробке... конструкторы для детей Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Ведь когда малыш строит, он должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится, поэтому конструирование развивает образное мышление и воображение. Конструируя что-то, т.е. соединяя части друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к деталям конструктора, благодаря чему развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий Различают три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.
Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям образца нет - задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. Но главное - конструирование позволяет ребенку из любых подручных средств творить свой собственный неповторимый мир. Дети очень любят создавать игровое пространство из того, что есть под рукой: мебели, диванных подушек, бумаги, а также разнообразного природного материала (веточек, камешков, шишек и т.п.). Широкие возможности предоставляют простые картонные коробки: из них можно сделать домик и для кукол, и для самого малыша. Для этой важной и чрезвычайно полезной детской деятельности существуют и специальные игрушки - конструкторы. Начинаем с кубиков Одной из первых игрушек для конструирования могут быть простые кубики. Их можно использовать уже для годовалого малыша. Сейчас в продаже большое количество разных видов кубиков: есть и традиционные деревянные, и пластиковые, и даже кубики из мягких материалов. Пластмассовые и мягкие кубики, конечно, наиболее безопасны. Однако поверхность деревянных не покрытых лаком кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. Вначале малышу достаточно 2-3 кубиков. Покажите ему, как построить башенку, и дайте возможность разрушить ее. Любимое занятие маленьких детей - ломать сделанные постройки. Не расстраивайтесь, если сначала ребенок будет только разрушать. Это самое доступное для него и имеющее видимый результат действие. Держать в руке кубики, а уж тем более что-то строить из них гораздо сложнее. Но позже малыш научится и этому, и строить ему будет уже интереснее, чем ломать. Покажите, как можно построить и другие простые конструкции: паровозик, ворота для машинки или мячика и т.п. Количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук и строить не только башенку, но и домики с окошками: поставьте два кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а сверху накройте третьим. Если у малыша получается, то попробуйте строить домик из большего количества кубиков. В это же время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Такой строительный материал до сих пор не утратил своей актуальности. Благодаря простоте и разнообразным возможностям он интересен детям на протяжении всего дошкольного возраста. Есть, конечно, специальные наборы для самых маленьких с меньшим количеством деталей, но лучше сразу купить большой и самому отобрать несколько деталей, а позже постепенно добавлять в игру остальные. Попытки малыша строить по показанному образцу или самостоятельное манипулирование деталями от 1,5 до 3 лет сами по себе являются игрой. Для юных архитекторовК 3 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми. Интересная постройка может давать толчок к новой игре или менять ее направление. В свою очередь в игре для каждой куклы или собачки нужен свой домик, кроватка, стол. Горки для катания шариков, домики и мебель для кукол, гаражи, мосты и целые города - все это можно построить из разнообразных строительных наборов. Поскольку детали не скрепляются друг с другом, то постройки можно легко изменять. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; река "разлилась", и мост необходимо переделать и т.п. Кроме того, отдельные детали таких наборов могут быть предметами- заместителями, обозначающими в игре реальные предметы (утюг, расческу, машинку и т.п.) и даже каких-либо персонажей. В продаже есть напольные строительные наборы с довольно крупными и тяжелыми деталями. Хотя они в большей степени предназначены для детских садов, их можно использовать и в домашних условиях. Однако из-за тяжести деталей играть с ними ребенок сможет только лет с 5-6. Сейчас снова появились строительные наборы для построек из "бревен". Из них получаются очень привлекательные дома и даже деревни в русском стиле. Детали скрепляются между собой, как в настоящем строительстве срубов, по принципу вкладывания: вырезанные в "бревнах" пазы вставляются друг в друга.
|