Конспект интегрированной организованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Хлеб всему голова» Программные задачи: Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда, воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов, Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь,упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных, развивать логическое мышление. Материалы и оборудования: иллюстрация З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста”, “Крестьянин пашет землю”, иллюстрация из книги Л. Виноградовой “Трактор”,Репродукции картин: И.Шишкин "Рожь". А. Саврасов "Рожь",Фонограмма И. Кишко “Комбайнер”, соленое тесто для лепки пирожков.
Ход занятия. Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко”. Вот он – хлебушко душистый, С хрупкой корочкой витой, Вот он теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье наше, сила, В нём чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло! Ведь не сразу стали зерна Хлебом тем, что на столе. Люди долго и упорно Потрудились на земле. Ребята, о чем говорится в этом стихотворение? Ответы детей. Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать? “Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это? Дети: Колосок. Колосок: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе. Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях. Педагог: Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба? Дети: На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые. Педагог: Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа? Колосок: Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги. Педагог: Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора? Дети: Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам. Колосок: Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе. Педагог: Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях? Дети: пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю. Колосок: Да, трактористы пашут землю, да приговаривают: “Черная земелька, а милее нет. Черная земелька – будет белый хлеб”. (Э. Мошковская) Педагог: Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай? Дети: Жали серпом. Педагог: Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время? Дети: Комбайны, трактора. Педагог: Почему земля для посева должна быть мягкой? Дети: Чтобы зернам было легче прорастать. Педагог: После того как землю вспашут, что с ней делают? Дети. Вспаханное поле боронят. Педагог: Чем её боронят? Дети: К трактору прицепляют борону. Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? Дети: Сеялки. Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”. “По земле сырой, не жесткой, Там, где тракторы прошли, Неглубокие бороздки В черной пашне пролегли. И до вечера и позже, До полночи с темнотой, Зерна сыпались, как дождик, Точно дождик золотой”. Колосок: Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли? Дети: Растения нужно пропалывать и поливать. Колосок: Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами. Педагог: Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений. Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ” Дети: Комбайн. Хлеб созрел, в полях моторы Песню жатвы завели. В степь выходят комбайнеры- Полевые корабли. Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне? Дети: Комбайнер. Физминутка : Посадили мы зерно Что же выйдет из него? Дождик землю поливает, Солнце нежно пригревает Подрастает зернышко- Потянулось к солнышку. С ветерком оно играет, Ветерок его качает К земле низко прижимает- Вот как весело играет Потянулся наш росток, Превратился в колосок Педагог: Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”. Дети: Элеватор – здание где хранят зерно. Педагог: А затем куда везут зерно? Дети: На мельницу, мукомольный завод.
Педагог: Что там делают с зерном?
Дети: Зерно перемалывают в муку.
Педагог: Как называют человека, который работает на мельнице?
Дети: Мельник.
Педагог: Куда потом везут муку?
Дети: На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.
Педагог: Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, Мы с зернышком приготовили волшебное тесто из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами чтобы получилась лепешка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.
Колосок: Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари: трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы.
Педагог: Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба.
∙ Много снега, много хлеба.
∙ Хвала рукам, что пахнут хлебом.
∙ Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.
∙ Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.
∙ За обедом хлеб – всему голова.
∙ Без труда хлеб не родится никогда.
∙ Упустишь время – потеряешь урожай.
∙ Хороша нива у дружного коллектива.
∙ Все за одно, один за всех.
∙ Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
∙ Труд человека кормит, а лень портит.
∙ Труд земледельца велик и почетен.
∙ Знай секундам цену, минутам счет.
∙ Сделал дело, гуляй смело.
∙ Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела.
Колосок: Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе, как и кто его растит.
Педагог: Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!
Исполнение русской народной песни "Весело мы, весело"
Весело мы, весело по селу идем!
Ой, дид-ладо, яли-ели, по селу идем.
Мы венки душистые с песнями несем.
Ой, дид-ладо, яли- ели, с песнями несем!
А венки из золота, молодые жницы?
Ой, дид- ладо, яли- ели, молодые жницы?
Лучше, чем из золота, - с поля из пшеницы!
Ой, дид-ладо, яли- ели, с поля из пшеницы!
|