Интегрированное занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Письмо с Севера» по лексической теме «Животные Севера». |
Интегрированные занятия | |||
Автор: Борисова Евгения Алексеевна | |||
18.05.2018 14:37 | |||
Интегрированное занятие в подготовительной к школе логопедической группе «Письмо с Севера» по лексической теме «Животные Севера». Цель: воспитывать речевую культуру детей, развивать монологическую речь, уточнить и обобщить представления детей о животных Севера. Задачи:
Необходимое оснащение: презентация «Север»; картинки предметные: УМКА (утюг, молоток, кошка, автобус); глобус; письмо + конверт от Умки; атрибут для перемещения в пространстве (снежинки) + музыка; картинки с изображением животных (тюлень, олень, белый медведь, пингвин), картинки разрезные с изображением бурого и белого медведей; лемминги для поиска; фигурки медведей.
Предварительная работа:
Ход НОД: Воспитатель (в руках конверт): Сегодня утром к нам пришло письмо. На конверте адрес нашего детского сада и подпись «Группа №11». Я думаю, мы можем его распечатать. А от кого оно, вы сейчас сами догадаетесь. Чтение письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я живу на Севере, здесь очень интересно и красиво, все кругом белое, блестящее, холодное. У меня много друзей. Я очень хочу, чтобы и мы все с вами подружились. Приглашаю в гости. До свидания. PS: моё имя вы узнаете, если возьмёте от каждого из этих слов по первому звуку». (УМКА-картинки: утюг, молоток, кошка, автобус) Воспитатель: Кто же написал это письмо? Дети определяют первые звуки по словам-предметным картинкам. (Выполняют звуковой анализ и синтез.) Получается — «УМКА». Воспитатель: Ребята, а кто такой Умка? Где он живет? Ответы детей. Воспитатель: Давайте подойдем с вами к нашему глобусу и внимательно посмотрим, где расположен север? Каким цветом он отмечен и почему? Ответы детей. Воспитатель: Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Короткие рассказы детей о Севере по слайдам презентации.) (Дети садятся для просмотра презентации.) Слайд 1. Ребёнок 1: Климат на Севере очень суровый. Снег и лёд никогда не тают. Зимой температура опускается до минус 60 градусов. А еще там дуют сильные ветра, часто бушует пурга. Слайд 2. Ребёнок 2: Летом наступает полярный день. Это когда солнце светит день и ночь. Лето на Севере очень короткое и нежаркое. В этих местах холодно в течение всего года: и летом и зимой. Слайд 3. Ребёнок 3: Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера — круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. В это время на небе можно увидеть северное сияние. Северное сияние очень красивое – на тёмном небе переливаются разноцветные огни. Слайд 4. Ребёнок 4: В суровом климате Севера живут люди, но они ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север — это их родной дом, Родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Называется такой дом — чум. Делают чумы из длинных палок и шкур оленей. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода. Воспитатель: Дети, из ваших рассказов, стало понятно, что Север замечательный край, но там очень суровый климат. Ну что, вы хотите в гости к Умке? Тогда давайте собираться! Ребята, а чтобы добраться туда я предлагаю вам взять в руки эти снежинки и сказать такие волшебные слова: Раз, два, три На Север лети! Под музыку дети закрывают глаза и хором произносят волшебные слова. После превращения дети видят снежный сугроб, в котором спрятаны карточки с изображением животных севера. Воспитатель: Здесь среди снега и льдин спрятались звери. Для всего живого условия очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Как вы думаете, зачем Умка оставил нам эти картинки? Ответы детей. Воспитатель: Кого вы видите на этой картинке? Ребёнок: Это тюлень. У него круглая усатая голова, круглые глазки, а вместо лап — ласты. Спина и бока у тюленя тёмные, в пятнах, а живот более светлый. Передвигаться по земле тюленям неудобно, но зато тюлени очень хорошо плавают. Питаются они рыбой, креветками, крабами. У тюленя мех не промокает, а под кожей толстый слой жира, поэтому они не мёрзнут в холодной воде. Дети тюленей называются, «бельки» из-за белого цвета своей шубки. Воспитатель: А теперь, когда мы познакомились с таким интересным животным, как тюлень, давайте представим, что у нас вместо рук ласты: (Ладошки с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или столу, руки при этом неподвижны.) Тепы-тяпы, тепы-тяпы Это ласты, а не лапы У тюленей ласты эти Носят мамы, папы и дети. Воспитатель: А вот и наш Умка. Это белый медведь. Мы с вами кое-что уже знаем о белых медведях. Поэтому, давайте посмотрим, какую игру предлагает нам Умка? В этой коробке должны лежать 2 фотографии, но от дальней дороги они развалились на части. Воспитатель: Возьмите себе по одной части и соберите целые фотографии, чтобы понять, кто же там изображен. Ребята делятся на команды с помощью разрезного материала и собирают изображения белого и бурого медведя на столах. Воспитатель: А давайте подумаем, что общего и чем отличаются бурый и белый медведи? Дети проводят сравнительный анализ с использованием союза «а» в командах. Признаки отличия:
Воспитатель: Теперь давайте выйдем в центр нашей игровой и встанем в кружок. Постараемся вместе со мной запомнить физкультминутку про нашего Умку. Бурый медведь спит под ёлкой в лесу ( «спят») И снится во сне горшок с мёдом ему ( «потягиваются») На Севере белый мишутка бредёт ( «маршируют») Но только как бурый он мёд не сосёт ( «отрицательный жест пальцем») Наш Умка пытается рыбу ловить ( «зачёрпывают сначала правой, потом левой рукой») Чтоб вкусно покушать ( «жуют») И жить — не тужить ( «довольно разводят руки в стороны») Воспитатель: На этой картинке мы видим красавца — зверя с длинными рогами. Кто это? Северный олень. Ребёнок: Северный олень — житель Крайнего Севера. Ему не страшны ни сильные морозы, ни глубокие снега, потому что у него замечательная шерсть — серая, густая, пушистая, мягкая. Она греет оленя в самые лютые северные морозы. Копыта северного оленя особенные. Они широкие и могут раздвигаться, как растопыренные пальцы, поэтому он быстро бегает по снегу. Питается он травой и мхом, который называется «ягель». С давних времен человек Севера приручил оленя. Воспитатель: А теперь я хочу предложить вам такую игру: я буду показывать на часть тела оленя, а вы будете отвечать на мои вопросы, например, чьи это ноги? Ответ будет — это оленьи ноги. Давайте попробуем? Голова оленя — оленья голова Нос оленя — … Тело оленя — … Рога оленя — … Детёныш оленя — … Молодцы! Воспитатель: А вот еще один житель Севера. Это лемминг. Ребята, а кто знает, что-нибудь об этом животном? Ребёнок: Маленький, похожий на хомяка зверёк называется лемминг. Этот малыш живёт везде, где есть хоть какие-то растения. У леммингов пёстрая или серая окраска, а зимой мех становится более светлым. У них очень много врагов. На них охотятся все: песцы, полярные совы, белые медведи, тюлени, северные олени. Но леммингов очень много и это помогает им выжить в суровых условиях Севера. Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам осмотреться по сторонам и поискать, может, где-то здесь спрятались лемминги? Дети ищут картинки леммингов, приносят воспитателю и по очереди рассказывают, где они их нашли, с использованием предлогов «на», «с», «в», «из», «под», «из под». Воспитатель: Ребята, Умка оставил конверт, в нём лежит для вас подарок — его портрет. На этом закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось? Ребята, а теперь, нам пора возвращаться в детский сад, а чтобы добраться туда я предлагаю вам взять в руки свои снежинки и сказать волшебные слова: Раз, два, три В детский сад лети!
|