Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Иванова Оксана Александровна   
05.02.2014 04:23

Использование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученикаИспользование ИКТ для эффективного сотрудничества логопеда и ученика учитель-логопед Иванова О.А.
Информационно-коммуникационная компетентность учителя-логопеда – это не просто совокупность знаний, умений, навыков учителя, формируемых в процессе обучения информатике и современным информационным и коммуникационным технологиям, но и способность ориентироваться в информационном потоке, готовность к отбору адекватных информационных педагогических средств, к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в изменившихся условиях специального образования с помощью элементов информационных технологий.
В течение многих десятилетий в отечественном специальном образовании сложилась система логопедического воздействия, которая предусматривает как групповые формы коррекционной работы, так и индивидуальные занятия с детьми.
Логопедическое воздействие индивидуальное    групповое
В настоящее время в связи с изменением условий оказания логопедической помощи детям использование традиционных приемов работы не всегда позволяет получить желаемый результат. В связи с этим проблема результативности логопедического воздействия в настоящее время не теряет своей актуальности, так как при недостаточности или низкой результативности коррекционного воздействия в дошкольном возрасте ребенок с недоразвитием речи оказывается неготовым к обучению в условиях общеобразовательной школы.
Одним из важнейших направлений поиска в отечественной логопедии является поиск путей и способ активации внимания ребенка с недоразвитием речи на логопедическом занятии и в связи с этим повышение его заинтересованности. Так, применение компьютерных технологий в работе учителя-логопеда позволяет реализовать следующие задачи:

Скачать полный конспект

1.    Повышение мотивационной готовности ребенка.
2.    Развитие навыков зрительно-моторной координации.
3.    Изменение подходов к использованию средств наглядности (т.е. кроме плоскостного изображения используются целые модели).
Компьютерные задания могут использоваться в любой части логопедического занятия: в начале – для включения ребенка в работу; в середине – для подачи основного материала; в конце – для закрепления полученных знаний.
В структуру занятия могут включаться как одинаковые, так и различные по типу задания.
Использование ИКТ на логопедических занятиях в школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психо-эмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлены на работу всех анализаторных систем.
В структуре логопедических занятий важное место занимает индивидуальная работа.
Она осуществляется с опорой на наглядность. Для этих целей используется картинный материал, натуральные вещи и их модели. Эффективность логопедических занятий повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в аудио – и видеосреду, невозможно привлечь и удивить традиционными средствами наглядности – картинками, игрушками, разрезными картинками, складными кубиками. Ребенок, знакомый с компьютером, компьютерными играми, требует при организации логопедического занятия особого внимания и особых средств воздействия.
Поэтому необходимо уделять значительно больше внимания возможностям информационно-коммуникативных технологий и шире внедрять их в традиционные формы коррекционно-логопедической работы. Использование учителем-логопедом элементов компьютерных технологий позволяет построить новый «обходной» путь обучения.
Применение ИКТ является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивными. Дети с большим желанием работают с компьютером. Это желание можно объяснить тем, что компьютер, в отличие от других средств обучения, способен реагировать на действие ученика. Ребенок получает ощущение, что он сам управляет своей деятельностью.
В то же время использование обучающих программ в работе с детьми дошкольного и школьного возраста ограничено гигиеническими требованиями: ребенок 5-7 лет может «работать» за компьютером не более 5-7 минут два раза в неделю. Поэтому логопед на индивидуальных занятиях может использовать только элементы компьютерных технологий, включая упражнения, предложенные в компьютерном варианте, в структуру традиционного индивидуального логопедического занятия.
На подготовительном этапе работы над звуком при проведении артикуляционной гимнастики логопед проводит занятие перед зеркалом, предлагая ребенку при реализации движения опираться на показ взрослого и на изображение артикуляционной позы на картинках или фотографиях. Этот вид работы требует многократного повторения одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Постепенно интерес детей к этому виду работы ослабевает, и логопеду приходится преодолевать явное или скрытое сопротивление детей.
Использование в качестве опоры картинок и символов, включенных в мультимедийную презентацию, позволяет длительное время поддерживать интерес ребенка. Ребенок может сам выбрать, опираясь на символы, те упражнения, которые предлагает взрослый.
При автоматизации и дифференциации поставленных звуков вместо традиционных картинок можно использовать мультимедийные программы, позволяющие выводить на экран монитора изображения предметов, в названии которых имеется заданный звук. Ребенок может не только называть появившуюся на экране картинку, он может, постепенно осваивать действия с мышкой, находить нужную картинку в имеющейся программе.
Кроме того, подготовленные в виде мультимедийной презентации материалы по проведению артикуляционной гимнастики или автоматизации звуков могут быть предложены родителям вместо традиционных рекомендаций на стенде, во время проведения консультаций, например, я использую информационное пространство – Интернет, как средство для общения с родителями, своего рода on-line консультации.
Например, презентация по артикуляционной гимнастике «Знакомство с Язычком».
Фрагмент презентации по артикуляционной гимнастике
«Знакомство с Язычком»:
Такой способ выполнения рекомендаций логопеда вызывает интерес не только детей, но и родителей, которые более усердно начинают стимулировать детей к выполнению домашнего задания.
Использование мультимедийных средств позволяет проводить работу не только по преодолению нарушений звукопроизношения, но и формировать лексико-грамматические средства языка на групповых занятиях. Так, в своей работе использую электронные презентации в PowerPoint, большое количество анимированных  Flash картинок, как в качестве основного задания, так и качестве поощрения правильного ответа ребенка.
В своей работе я использую современные учебно-методические комплекты с применением информационно-коммуникационных технологий  обучения; электронные пособия; так же практикую применение мультимедиа презентации, выполненные с помощью MS Power Point, являющиеся авторскими разработками.

Например, фрагмент презентации на тему «Домашние животные»:
Слайды составлены по всей теме «домашние животные»
Таким образом, хочется отметить большую роль компьютерных технологий в развитии и коррекции речи за счет более высокого уровня качества наглядности, игровых технологий, индивидуализации процесса обучения и возможности осуществлять учебную деятельность по-новому.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год