"Ходит капелька по кругу» Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы с элементами сказкотерапии Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе Программные задачи: обучающие Уточнить значение воды для всего живого. Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а так же связях и отношениях. Формирование словаря (испаряется, просачивается, круговорот). развивающие Развивать у детей познавательное отношение к природе. Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. воспитательные Воспитывать интерес к экспериментированию. Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережливое отношение к воде. Методы и приёмы:
Скачать все материалы по проекту в архиве
Наглядный (схемы, символы) мультимедийная презентация. Практический (опыты); составление сказки по моделям « Ходит капелька по кругу». Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера). Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок познавательного характера. Опыты: «Свойства воды», «Живая вода», «Зависимость таяния снега от температуры» (снег быстро тает, если лить на него горячую воду). Беседы на тему: «Оттепель», «Почему появляются облака?», «Как путешествует снежинка», «Откуда вода в колодце?». Оборудование и материалы: Раздаточный материал: Инвентарь для опытов: стаканы с землёй, пустые стаканы, стаканы с водой (по количеству детей). Картинки - модели « Как капелька путешествует» Эмблемы по количеству детей с изображением дождинок и снежинок. Счетный материал (карточки с изображением полных и пустых банок). Демонстрационный материал: Термос с горячей водой, стекло, промокательная бумага (салфетка). ИКТ средства.
(НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд)
Ход занятия Дети с воспитателем входят в зал. Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга. Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья». Воспитатель: Хочу я вам дети сказку рассказать. Слушайте внимательно… Сказка Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет. Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня). Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей) Воспитатель: Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей) 1 этап. Проблема практики: Воспитатель: Отправимся мы с вами в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны? Тогда вперед! Превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. (НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук) 2 этап. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч). В сказке: На проекторе анимированное изображение подводного царства. (НА ПРОЕКТОРЕ- 2 слайд) Воспитатель: Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Будем ему помогать воду потерянную искать и первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться. 3 этап. Решение проблемы: Опыт №1 испарение воды Воспитатель: Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там термос). Ух ты! Откуда здесь термосу взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Интересно, а что же в нем может быть? Сейчас откроем и проверим. Дети! Это термос и значит в нем что- то горячее. Вы сможете его сами открыть? (дети) Правильно! Дети самостоятельно термос не должны открывать. Это могут делать только взрослые. Вы позволите мне его открыть? (Воспитатель открывает термос, чтобы дети увидели пар). Воспитатель: А что это выходит из термоса? (дети отвечают) Откуда пар в термосе? (дети отвечают) (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 капли на зеркале. Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. (Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагаю детям проверить, потрогать капли воды на зеркале) Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода. Горячая вода испаряется, в пар превращается. Выходит, может вода испаряться? Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей) Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу (физминутка «Капельки-дождинки»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 3 слайд включить звук)
Звучит аудио запись минус «Белые кораблики» дети двигаются по залу, выполняя движения. Воспитатель сопровождает текстом: Облака парят легкие воздушные. Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку. Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть. Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки. (НА ПРОЕКТОРЕ- 4 слайд)
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим. Опыт №3 (с землей) Воспитатель: Подходите к столу. У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? что происходит? вода просачивается и земля становится влажной. (одновременно дети с воспитателем поливают землю) Воспитатель: Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (дети отвечают) Воспитатель: Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей) Воспитатель: Ребята! Мне рыбка проплывающая намекнула к этой раковине приглядеться, она не простая, а волшебная, там скрыта какая-то тайна
(нажать на раковину и раковина увеличивается)
Смотрите, какая большая жемчужина, да это же настоящая сказочная скрытая подводная фотокамера. (нажать на жемчужину она увеличивается)
Все сняла, что с водой происходило. Целый фильм получился. Сейчас мы с вами его посмотрим. Но сначала давайте договоримся – водить глазками за движущимися капельками воды и очень внимательно слушать. (Мультимедийная зрительная гимнастика «Ходит капелька по кругу»)
(НА ПРОЕКТОРЕ- 6 слайд включить звук, затем кликнуть мышкой)
Воспитатель: * Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. * В облака собирается. * Облака по небу плывут. Легкие воздушные. * Ветерок их подгоняет. * Облака в тучку собираются. * Тучка дождик несет. * А как станет тяжело нести, на землю прольет. * Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. * В реки подземные попадут и потекут не спеша. * А как к земле пробьются, родником обернутся. * Ручейками по земле потекут. * А ручейки в озёра, реки впадают. * Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к Водяному вернется. * А путешествие такое круговоротом называется. Кружится капелька по кругу как белка в колесе. (НА ПРОЕКТОРЕ- 20 слайд)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают) Осталось только отчет для Водяного составить, куда вода девается. Воспитатель: Будем работать в командах: Рассчитайтесь на снежинки-дождинки. (дети делятся на команды) Воспитатель: Смотрите, какие красивые конверты в раковине волшебной были. Проходите каждая команда за свой стол. (Воспитатель дает конверты с заданием)
Воспитатель: Интересно, что в этих конвертах? Доставайте, посмотрим, что нам Жемчужина подарила. Ух ты! С таким материалом любой отчет можно подготовить. Смотрите внимательно на схеме номера стоят, выкладывайте последовательно, как капелька ходит по кругу. Не запутайтесь. (дети работают в командах, воспитатель подходит по очереди к столам, при надобности, задаю наводящий вопрос, подвожу к последовательности). Воспитатель: Прекрасно все получилось, осталось только наклеить да Водяному подарить. (дети наклеивают) Воспитатель: А как вы думаете, мы нашли пропавшую воду? (ответы детей) Давайте и Водяного успокоим. Расскажем ему, что мы узнали. Что вода на месте не сидит, а по кругу путешествует. (дети говорят теплые слова Водяному) Воспитатель: Не грусти больше Водяной и не переживай никуда твоя вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к тебе же и вернется. Воспитатель: Ребята! Водяной очень рад вашим отчетам, больше никогда воду не потеряет. Мы неплохо потрудились, воду пропавшую нашли. Водяному помогли! А сейчас детвора нам в обратный путь пора! (НА ПРОЕКТОРЕ- 1 слайд Включить звук) 4 этап. Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч). 5 этап. Рефлексия: Воспитатель: Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? Мы готовы всегда прийти на помощь другим? У кого сейчас хорошее настроение? Тот весело хлопает и дружно топает!
|