Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ. |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Филипова Елена Владимировна | |||
19.07.2015 11:38 | |||
Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми с ОВЗ. Составитель: Филипова Елена Владимировна, воспитатель первой категории МБДОУ – детский сад компенсирующего вида № 49 г. Екатеринбурга. «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Выготский Л. С. В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно-обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знать, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. В целях содействия в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг для различных категорий детей в настоящее время среди приоритетных направлений социального развития реализуется национальный проект «Информатизация системы образования» (ИСО), основная цель которого – создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий в работе детского сада. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Для этого как нельзя лучше подходят компьютерные средства обучения. Целью применения ИКТ в непосредственно-образовательной деятельности является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по коррекции нарушений речи и общего развития детей. Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:
Области применения ИКТ для развития дошкольников:
Педагогу, применяющему в работе ИКТ, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Каждая непосредственно-образовательная деятельность должна быть комплексной, то есть представлять собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. В детском саду можно создать банк мультимедийных презентаций по разным направлениям работы:
Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников. Можно создать собственные компьютерные презентации Microsoft PowerPoint разработанные с учетом особенностей развития детей. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу. При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами. (ФГТ) Требования к информационно-методическому обеспечению включают: Информационное обеспечение образовательного процесса, которое позволяет в электронной форме:
Для успешного применения ИКТ в образовательном процессе нужно создать определенные условия:
С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Согласно действующим санитарно-эпидемиологическими нормами НОД на компьютере с дошкольниками не должна быть более указанной ниже:
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза. Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости. В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить специальные упражнения для глаз. Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление. Содержание презентаций зависит от целей и вида занятий. Зрительная гимнастика во время работы на компьютере: Упражнение 1 – со зрительными метками В кабинете заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать по изучаемой теме, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет. Сюжеты логопед может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены – цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик. Упражнение 2 – со зрительными метками и поворотами головы Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы. Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки дети должны отыскивать по всему кабинету. Зрительная гимнастика после занятия с использованием компьютера: Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Рекомендуются следующие варианты упражнений: Упражнение 1 Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. Упражнение 2 Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза. Одним из приоритетных стратегических направлений модернизации образования в Российской Федерации является обеспечение детей с ограниченными возможностями здоровья специальными условиями обучения. Информационно-коммуникационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с такими детьми. Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) — это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования. Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ открывает возможности:
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к воспитательным мероприятиям считаем, создание мультимедийных презентаций. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т.к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития. Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:
Презентации используем на различных этапах совместной организованной деятельности:
Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов занятия. При создании презентации сначала выстраиваем в систему тот материал, который нужно повторить или обобщить, разбиваем его на самостоятельные дидактические единицы – учебные эпизоды, каждый из которых составляет определенный слайд. Работая с отдельным слайдом, продумываем, за счет чего будет усилен обучающий эффект воспитательного материала: правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Особое внимание на занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям:
Использование мультимедийных презентаций способствует повышению у воспитанников мотивация познания; улучшает результативность воспитания, повышает интерес к непосредственно-образовательной деятельности. Проведение непосредственно-образовательной деятельности с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате применения ИКТ в ДОУ способствует повышению интерес педагогов в использовании новых технологий, возрастает заинтересованность детей в конкурсах и проектах, активизируется работа по созданию портфолио воспитанников. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. «Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования. Предлагается соблюдать следующие обязательные направления коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами аутистического спектра). По первому направлению результатом работы будут:
По второму направлению результатами работы будут:
По третьему направлению результатами работы будут:
По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
По пятому направлению результатами будут:
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство. Дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этого необходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности. Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным требованиями дошкольного образования (далее – ФГТ) направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении ОПДО. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе. Предлагаю проект корекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство в ДОУ, который обеспечит комплексную систему поддержки для детей данной категории. В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами. Тема проекта. «Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ» Основание для разработки проекта:
Цель проекта: Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ. Задачи проекта:
Риски проекта. Пути выхода:
Продукт проекта. Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ожидаемые результаты:
Критерии оценивания результатов проекта. Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ родителей воспитанников. Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса Механизм реализации проекта: 1. Организационно-управленческое обеспечение:
2. Научно-методическое обеспечение:
3. Психолого-педагогическое обеспечение:
4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:
5. С воспитанниками ДОУ:
План мероприятий по реализации проекта:
Май. Все специалисты ДОУ. 3. Консультирование участников реализации проекта: воспитателей, специалистов, родителей. В течение учебного года. Педагогическое объединение. 4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта. Февраль–апрель. Учителя-дефектологи. 5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта». Май, декабрь. Воспитатели. 6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта. Январь – март. Педагогическое объединение 7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками. Сентябрь, декабрь. Педагогическое объединение. 8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения:
Сентябрь, январь. Учителя-дефектологи. 9. Логопедическое обследование. Октябрь, апрель. Учителя-логопеды. 10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ Декабрь, апрель. Педагогическое объединение. Дальнейшее развитие проекта Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании в работе с детьми с ОВЗ:
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы. Информационные ресурсы:
В системе Интернет имеется много чрезвычайно полезных для работников системы дошкольного образования ресурсов: … Интернет-ресурсы:
|