Статья на тему: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира». |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Хрулева Наталья Владимировна | |||
13.07.2015 20:33 | |||
Статья на тему: «Использование виртуальной экскурсии при формировании у детей целостной картины мира». Хрулева Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР д.с. №45 «Мечта» г. Серпухов В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала.
ИКТ занимают достойную нишу в нашем дошкольном учреждении. Сегодня вы могли видеть небольшой фрагмент использования такого цифрового образовательного ресурса, как виртуальная экскурсия. Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает посещение, какого – либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения, при которой знания воспринимаются и усваиваются путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т.д.) и непосредственное ознакомление с ними. В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные экскурсии. Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:
При этом освоение явлений материальной и художественной культуры в реальных, «живых» условиях ни в коем случае не отменяется. Виртуальное общение с ценностями культуры рассматривается как подготовительный этап. Оно позволяет закрепить изучаемый материал, создать условия для комфортного вхождения в экскурсионную деятельность, как в качестве экскурсовода, так и экскурсанта. Проведение экскурсий в реальном пространстве музеев или на улицах города требует:
Вместе с тем не всегда погодные условия позволяют реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме на улицах города, и не позволяет в достаточно короткий срок в рамках пешеходной экскурсии познакомиться с разными объектами, представляющими ту или иную эпоху, так как те находятся на значительных расстояниях друг от друга, что ведет к усталости и резкому снижению восприятия материала, потере интереса к представляемым объектам. Вместе с тем проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует качественному, продуктивному усвоению образовательного материала. В основе подготовки виртуальной экскурсии лежит определенный алгоритм действий, позволяющий педагогам добиться успешного результата. Перечислим наиболее важные «шаги» при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Выбор темы диктуется, прежде всего, календарным планом или конкретной ситуаций. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Показ объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. Количество проанализированных объектов может варьироваться от 10 до 20. Маршрут любой экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы, это положение действует и при создании виртуальной экскурсии. Последовательность материала видеоряда надо представить так, чтобы он максимально раскрывал выбранную тему. Одно из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы. В рамках виртуальной экскурсии материал может излагаться в хронологической, тематической или тематико-хронологической последовательности. Составляя текст виртуальной экскурсии необходимо обратить внимание на то, что он должен раскрыть все подтемы. Текст должна отличать краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, литературный язык. Составленный в соответствии с этими требованиями текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с детьми. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагог вместе с детьми обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления. В работе с детьми я использую такие виртуальные экскурсии:
Так же в образовательной деятельности я пользуюсь и другими видами ЦОРОВ (цифровых образовательных ресурсов): презентации, видеоролики, электронную библиотеку, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии. В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями: поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и видеофрагменты. В образовательной деятельности я применяю материалы электронной библиотеки по темам:
Таким образом, использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным.
|