Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование ИКТ технологий в работе с дошкольниками
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Доронина Галина Валерьевна   
12.01.2023 19:48

Использование ИКТ технологий в работе с дошкольникамиИспользование ИКТ технологий в работе с дошкольниками

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман и др. [3, с. 54].

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть задачи, направленные на: повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющей учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [4, с. 67].

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникации, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Немаловажной задачей воспитателя является активизировать познавательную деятельность детей в процессе обучения. В отличие от традиционных методик, при использовании новых ИКТ, дети сами становятся главной действующей фигурой и сами открывают путь к усвоению знаний. Педагог выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция-это организация и стимулирование учебно-воспитательного процесса [1, с. 46].

Несмотря на все существующие достоинства ИКТ, их использование еще не настолько распространено в ДОО. На сегодняшний день использование ИКТ для ДОО становится абсолютно необходимым, и в ближайшие несколько лет, информационные технологии станут важной, неотъемлемой частью в овладении умениями и знаниями, предусмотренными программой [5, с.87]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку; средства практической подготовки; вспомогательные средства; комплексные средства.
  2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие; интерактивные
  3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией; электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией; электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией; электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией [2, с. 65].

По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные; внеурочные

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

  1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоения студентами современных информационных технологий.
  2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
  3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
  4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: индивидуальная и групповая работа.
  5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает: осознание необходимости общения; потребность использования речи; формируется речевое поведение.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка: отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения; возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения) [2, с. 67].

Итак, использование ИКТ повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОО, помогает совершенствовать формы и методы обучения и воспитания, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.

Список используемой литературы

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова – М.: Академия, – 2003. –192 с.
  2. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Школа. – 2006. — №2. — С. 65-69.
  3. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании [Текст] / Е.И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 54-59.
  4. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 239 с.
  5. Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия [Текст] / А.В. Федоров // Инновации в образовании. — 2007- № 4. – С. 87-89.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год