Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Использование ИКТ технологий в работе с дошкольниками
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Доронина Галина Валерьевна   
12.01.2023 19:48

Использование ИКТ технологий в работе с дошкольникамиИспользование ИКТ технологий в работе с дошкольниками

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман и др. [3, с. 54].

 

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

С появлением в процессе образования такой составляющей, как информатизация, стало целесообразным пересмотреть задачи, направленные на: повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; применение активных методов обучения и, как результат, повышение творческой и интеллектуальной составляющей учебной деятельности; интеграция различных видов образовательной деятельности; обеспечение непрерывности и преемственности в обучении и воспитании; разработка информационных технологий дистанционного обучения; совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса [4, с. 67].

В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, который предполагает интенсивное внедрение и применение новых информационных технологий, использование всех средств коммуникации, которые могут быть полезны в формировании интеллектуально развитой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве. Немаловажной задачей воспитателя является активизировать познавательную деятельность детей в процессе обучения. В отличие от традиционных методик, при использовании новых ИКТ, дети сами становятся главной действующей фигурой и сами открывают путь к усвоению знаний. Педагог выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция-это организация и стимулирование учебно-воспитательного процесса [1, с. 46].

Несмотря на все существующие достоинства ИКТ, их использование еще не настолько распространено в ДОО. На сегодняшний день использование ИКТ для ДОО становится абсолютно необходимым, и в ближайшие несколько лет, информационные технологии станут важной, неотъемлемой частью в овладении умениями и знаниями, предусмотренными программой [5, с.87]

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

  1. По решаемым педагогическим задачам: средства, обеспечивающие базовую подготовку; средства практической подготовки; вспомогательные средства; комплексные средства.
  2. По функциям в организации образовательного процесса: информационно-обучающие; интерактивные
  3. По типу информации: электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией; электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией; электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией; электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией; электронные и информационные ресурсы с комбинированной информацией [2, с. 65].

По формам применения ИКТ в образовательном процессе: урочные; внеурочные

Можно выделить несколько аспектов использования различных образовательных средств ИКТ в образовательном процессе:

  1. Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия: максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей обучающихся; широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий; раскрытия творческого потенциала обучающихся; освоения студентами современных информационных технологий.
  2. Содержательный аспект. Возможности ИКТ могут быть использованы: при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной работы студентов.
  3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса.
  4. Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: индивидуальная и групповая работа.
  5. Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. в деятельности возникает: осознание необходимости общения; потребность использования речи; формируется речевое поведение.

В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям ребенка: отбираются речевые конструкции, необходимые ребенку для общения; возможно использование упрощенной модели речевого общения (даже невербальная форма общения) [2, с. 67].

Итак, использование ИКТ повышает эффективность воспитательно-образовательного процесса в ДОО, помогает совершенствовать формы и методы обучения и воспитания, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать ИКТ в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.

Список используемой литературы

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И.Г. Захарова – М.: Академия, – 2003. –192 с.
  2. Кораблёв, А.А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе [Текст] // Школа. – 2006. — №2. — С. 65-69.
  3. Петухова, Е.И. Информационные технологии в образовании [Текст] / Е.И. Петухова // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 54-59.
  4. Тевс, Д.П. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 239 с.
  5. Федоров, А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия [Текст] / А.В. Федоров // Инновации в образовании. — 2007- № 4. – С. 87-89.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год