«Мобильное Электронное Образование как способ формирования ключевых компетенций воспитанников». |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна | |||
06.12.2021 18:20 | |||
«Мобильное Электронное Образование как способ формирования ключевых компетенций воспитанников». Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна воспитатель высшей квалификационной категории Доклад на тему СЛАЙД №1-№2 В настоящее время мы живем в информационном мире, который характеризуется непрерывным ростом объемов информации и развитием цифровой среды, а также интерактивных электронных устройств. В связи с этим нужно в образовательном процессе современного детского сада применять те возможности, которые предоставляет цифровая среда. Необходимо отметить, что нынешние дошкольники родились в период бурного развития информационных технологий и уже с детства знают, что такое компьютер, смартфон, как ими пользоваться.
В современном законодательстве указывается на целесообразность и необходимость применения информационных технологий в образовательном процессе, в том числе в дошкольном образовании. Так, это отмечается в статье 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в Указе Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». СЛАЙД №3 Эффективным и широко применяемым средством формирования ключевых компетенций воспитанников детских садов является информационно-образовательная платформа «Мобильное электронное образование». Это интерактивная цифровая образовательная система, которая включает в себя комплекс занятий с детьми с применением средств мультимедиа: звуков, изображений, видеоматериалов, возможностей интерактивного взаимодействия. Платформа создана одноименной компанией, которая является участником IT-кластера инновационного центра «Сколково». Материалы платформы «Мобильное электронное образование» соответствуют требованиям ФГОС ДО. СЛАЙД №4 Следует отметить, что применение данной платформы воспитателями детского сада не отменяет традиционный подход в образовании, когда педагоги проводят занятия с детьми посредством прямого общения, а дополняет его. Применение персонального компьютера или интерактивной цифровой доски для работы детей с платформой включается в состав традиционных занятий. Особое значение применение платформы «Мобильное электронное образование» имеет для организации дистанционного обучения дошкольников. Известно, что образовательный процесс в детском саду является непрерывным. В то же время нередко бывают ситуации, когда ребенок по каким-то причинам не посещает детский сад: болеет или родители решили не водить ребенка в детский сад в летний период и так далее. В таких ситуациях родители могут подключиться к платформе и предлагать ребенку для выполнения задания в рамках платформы «Мобильное электронное образование». Так ребенок будет включен в непрерывный образовательный процесс, даже если он физически находится за пределами детского сада. СЛАЙД №5 Платформа «Мобильное электронное образование» рассчитана на организацию занятий с детьми в возрасте от 3 лет и старше. Поэтому воспитателю детского сада необходимо выбрать на платформе конкретный курс, который рассчитан на детей определенного возраста, например, на детей старшего дошкольного возраста. Курс состоит из системно-организованной программы на учебный год, которая включает в себя 36 тем на каждую неделю года. Всего курс состоит из 180 занятий на каждый день. Курс содержит методическое сопровождение для каждой тематической недели и каждого занятия. К каждому занятию прилагается сценарий его проведения, который включает в себя алгоритм занятия, презентации, стихи, загадки, песни, вопросы к детям. В каждом занятии четко прописывается деятельность педагогов и деятельность детей, содержание беседы с детьми. Платформа снабжена кнопками навигации. СЛАЙД №6 На наш взгляд, мобильное электронное образование обладает следующими основными достоинствами, которые подтверждают целесообразность его применения в деятельности ДОО. Во-первых, платформа позволяет повысить активность детей на занятиях. Дети не просто слушают воспитателя, а являются активными участниками образовательного процесса, отвечают на вопросы, выполняют интерактивные задания, осуществляют поиск решений. Таким образом, развиваются компетенции детей по работе с разнообразной информацией. Во-вторых, с помощью платформы «Мобильное электронное образование» обеспечивается непрерывность образовательного процесса независимо от того, где находится ребенок – на территории детского сада или дома. В платформе присутствует режим удаленного присутствия на занятиях. В-третьих, развиваются компетенции детей в области использования современных электронных средств. Дети пользуются сенсорной доской или компьютерной мышью для того, чтобы дать ответы на вопросы, поставленные в платформе. Но самое главное – осваивают интерактивность информационных систем, а эти компетенции детям будут нужны всюду – в дальнейшем при использовании компьютера, планшета, смартфоне в учебе и повседневной жизни. Наличие интерактивного взаимодействия и наличие объектов мультимедиа являются важными достоинствами платформы. В курсе для старших дошкольников ответы детей оцениваются посредством анимированных персонажей, которые реагируют на деятельность детей, выражая эмоции. Многие задания для детей анимированы, после выполнения задания картинка оживает. СЛАЙД №7 В-четвертых, платформа «Мобильное электронное образование» фактически разрывает физические границы и обеспечивает погружение детей в единое информационное пространство. Иными словами, виртуально дети могут оказаться на любом континенте, в любой точке мира. Например, могут увидеть изображения и видео редких животных, услышать их голоса и так далее. Такое обучение существенно расширяет кругозор детей, активизирует их познавательный интерес. В-пятых, в платформе «Мобильное электронное образование» предусматриваются разнообразные виды деятельности, а также возможность применения занятий в рамках всех образовательных областей ФГОС ДО. Присутствуют такие задания, как решение логических задач, складывание мозаики на интерактивной доске, сортировка, угадывание голосов животных и многие другие. Важно то, что дети физически соприкасаются с информацией, пользуясь интерактивной доской, что повышает эффективность запоминания, так как присутствует не только зрительное и слуховое, но и тактильное восприятие. Отдельно следует отметить удобство применения платформы «Мобильное электронное образование» в техническом плане. Система всегда работает стабильно и устойчиво, отсутствуют особые технические требования для организации работы в детском саду (достаточно Интернета и персонального компьютера или интерактивной доски), техническая поддержка и служба сопровождения откликаются оперативно. СЛАЙД №8 Применение платформы «Мобильное электронное образование» помогает формированию ключевых компетенций дошкольников. Этому способствует как содержание материалов, включенных в курсы, так и технические особенности его представления: интерактивность и мультимедиа. Курс содержит игровой, обучающий и развивающий материал, который является качественным по исполнению, достаточным по количеству и доступным для восприятия детьми дошкольного возраста. Каждое занятие содержит интерактивные объекты мультимедиа (звуки, изображения, видео, интерактивные задания), с помощью которых формируются ключевые психические процессы дошкольников: классификация, сравнение, обобщение. Развитие данных процессов является крайне важным для подготовки детей к школе. Тематическое планирование курса составлено с учетом требования ФГОС ДО и содержания основных образовательных программ дошкольного образования. СЛАЙД №9 Приведем несколько примеров заданий, направленных на развитие мышления старших дошкольников. Задание «Расставь по порядку» направлено на тренировку навыков звукового анализа, развитие фонематического восприятия. Задание «Исправь ошибки» способствуют развитию внимательности и навыков построения элементарных рассуждений. Задание «Продолжи ряд» помогает развитию умения находить закономерности. Задание «Осенние листья» направлено на развитие умения делать обобщения. СЛАЙД №10 Необходимо отметить, что применение платформы «Мобильное электронное образование» позволяет экономить время педагогов при подготовке к занятиям. Каждое занятие имеет подробный сценарий проведения с четкой структурой, включает в себя все необходимые материалы (загадки, музыку, беседы, изображения). Что важно, для каждого занятия разработано методическое сопровождение, которое включает в себя целевые ориентиры, ключевые слова темы, варианты работы с родителями, дополнительные темы для обсуждения. Также методическое сопровождение включает в себя обширную хрестоматию: это тексты художественной литературы и подборка музыкальных произведений по теме занятия. Таким образом, применение интерактивных информационных технологий, которые содержат в себе объекты мультимедиа, является актуальным и необходимым средством формирования ключевых компетенций воспитанников современного детского сада. Важно отметить, что программа не заменит воспитателя, а наоборот, роль педагога только возрастает, и у него появляется больше возможностей благодаря цифровым инструментам.
|