Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение». |
Занятия по ИКТ с детьми | |||
Автор: Волкова Виктория Александровна | |||
17.08.2018 08:19 | |||
Педагогическая статья «Современные малые средства информационных технологий и их применение». Автор: Учитель информатики Волкова Виктория Александровна. В настоящее время развитие методической науки во многом связывают с применением современных средств информационных технологий. Это зависит в первую очередь от того, что традиционная отечественная школьная методика обучения за десятилетия своего развития уже достигла достаточно высокого уровня, и традиционными методами сложно добиться существенного повышения качества и эффективности учебного процесса.
Малые средства информационных технологий нашли широкое применение в практике обучения во всем мире. Большинство учеников и студентов ведущих информационно-развитых стран мира, таких как Япония, США, Германия, Франция, Великобритания, Скандинавские страны и др., регулярно применяют калькулятор на учебных занятиях. Калькулятор там рассматривается не столько как объект изучения, сколько, как эффективное средство обучения, позволяющее во многом расширить содержание и углубить математическое и естественнонаучное образование. Вопросы применения калькуляторов в обучении часто обсуждаются на международных симпозиумах и конгрессах. Создается много учебных и методических пособий по вопросам эффективного применения калькуляторов в обучении. Наибольшее применение в учебных заведениях нашей страны получили научные калькуляторы следующих серий: серии ES (fx-82 ES, fx-85 ES, fx-350 ES, fx-570 ES, fx-991 ES) и графические калькуляторы (FX-9860G/ FX-9860G SD; FX-7540 G Plus; Algebra FX 2.0 Plus) фирмы CASIO. По своим возможностям они превзошли мини-ЭВМ раннего периода информатизации образования. В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что малые средства информационных технологий – это та область, в которой технология и методика обучения развиваются одновременно. Современная мировая тенденция развития образования тесно связана с практическим применением малых средств информационных технологий в обучении математике, физике, информатике и ряде других дисциплин естественнонаучного профиля. На их применение ориентированы образовательные стандарты ведущих стран мира. Современные школьные учебники информационно развитых стран мира ориентированы на применение графических математических микрокомпьютеров Оснащение каждого ученика в классе самым мощным графическим калькулятором обходится как минимум в 2 раза дешевле, чем компьютерный класс на 10 машин (без сервера). Причем затраты на содержание, модернизацию и программное обеспечение полностью отсутствуют. Нет необходимости выделять и оборудовать специальный кабинет, проходить сертификацию и соблюдать какие-либо санитарные, противопожарные и иные нормы. Малые средства информационных технологий имеют еще ряд преимуществ, позволяющих широко применять их в учебном процессе. Например, они мобильны. Можно без особого труда перемещать их из одного кабинета в другой, например, перенести небольшой чемоданчик с калькуляторами из кабинета информатики в другой кабинет на урок физики, что очень удобно при составлении расписания уроков. Малые средства информационных технологий – это прекрасная возможность уже сейчас обеспечить индивидуальное взаимодействие каждого ученика с информационными технологиями не только на уроке информатики, но и на других уроках (математики, физики, химии, экономики и других школьных естественнонаучных предметов), где регулярное применение компьютеров на сегодняшний день недостижимо. В некоторых учебных заведениях уже введена отдельная дисциплина «Применение малых средств информационных технологий в составе современных интерактивных школьных учебных кабинетов». Целями освоения данной дисциплины являются: Становление специальной профессиональной компетентности учителя в области современных информационных и коммуникационных технологий на основе изучения дидактических возможностей современных интерактивных средств обучения и их программного обеспечения, а также методики и рационального применения в образовательном процессе. Формирование у будущих учителей системы знаний об интерактивных средствах обучения, их дидактических возможностей, а также об эффективном программном обеспечении, позволяющих значительно повысить эффективность обучения и качество образования в школе. Развитие умений в области применения современных интерактивных средств обучения, включая малые средства информационных технологий, в повседневной практике работы учителя. Ознакомление студентов с учебной и методической литературой, рассчитанной на применение интерактивных средств обучения и средств индивидуальной работы учащихся в составе интерактивного предметного кабинета математики, информатики и физики. Обучение студентов современной методике применения интерактивных средств обучения и средств индивидуальной работы учащихся в составе интерактивного предметного кабинета математики, информатики и физики. Формирование мотивации, готовности и интереса к творческой деятельности с использованием современных интерактивных средств обучения будущих учителей математики, информатики и физики. Инициирование самообразовательной деятельности будущих учителей в логике компетентностного подхода к реализации дидактических возможностей современных интерактивных средств обучения. Преподавание данной дисциплины предполагает междисциплинарные связи с дисциплинами базовой и вариативной части математического цикла: Информационные технологии, основы математической обработки информации, современные средства обучения. В современном школьном курсе информатики графический калькулятор может и должен использоваться вместе с компьютером, а на уроках информатики в школах, не располагающих достаточным количеством компьютеров, в какой-то степени и заменять их.
|