Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ребёнок и компьютер. Вред или польза.
Занятия по ИКТ с детьми
Автор: Бевз Майя Антоновна   
18.12.2015 11:32

Ребёнок и компьютер. Вред или польза.Ребёнок и компьютер. Вред или польза.

Компьютер стал неотъемлемой частью нашей жизни. Все в нем – работа, развлечения, хобби. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер — такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым, совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто интересная вещь, с которой можно возиться как со всякой новой игрушкой. И, конечно, наши дети, в очень маленьком возрасте начинают интересоваться этой незаменимой техникой. Задача родителей сделать время, проведенное ребенком за компьютером, только полезным.

Самый большой вред компьютера в том же, в чём и его достоинство — в его бесконечной увлекательности. Вред компьютер приносит в том случае, когда дети (да и многие взрослые) не соблюдают простые правила, предназначенные для того, чтобы свести к минимуму дурное влияние компьютера на своё здоровье (не испортить зрение, не искривить позвоночник, не впасть в психологическую зависимость от электронной игрушки).

 

Несмотря на то, что большинство мам и пап пользуются старыми известными методами для развития ребенка (кубики с буквами, настольные обучающие игры, книги, карточки с картинками, вырезанные из картона цифры), тем не менее находится и немало сторонников более современных способов обучения малыша – с помощью развивающих компьютерных игр.

Компьютерные игры способствуют развитию у ребенка быстроты реакции, мелкой моторики рук, памяти, внимания, логического и стратегического мышления, визуального восприятия объектов, зрительно-моторной координации.

Кроме этого, ребенок, играя, попадает в волшебную сказку. Когда ему предлагают, например, что-то починить, собрав пазл, дети ощущают свою значимость. А если в результате успешно выполненного задания ребенку говорят что-то вроде: «Молодец! Ты справился на отлично» — это приводит его в восторг.

Некоторые игры могут даже помочь родителям, чьи дети не очень любят учиться. Ведь для ребенка гораздо интереснее выучить алфавит, расставив буквы в нужном порядке, а не просто зазубривая непонятные знаки.

Все игры классифицируются на динамические и нединамические. Если в процессе игры вы можете отлучиться от компьютера на любое время, а вернувшись запросто продолжить, то она не динамическая, если же вы должны постоянно действовать, следить за ходом событий, своевременно и быстро реагировать на них, то, как вы уже догадались, динамическая.

Компьютерных игр, как разновидностей очень много:

  • спортивные — самая простая «динамика», чаще всего — это виртуальная реализация существующей соревновательной дисциплины;
  • головоломки — в них участник получает задание, которое необходимо решить. Головоломки могут быть как динамическими, так и нет;
  • логические — это, как правило, игры не развлекающие, поскольку требуют сосредоточения и повышенной умственной напряженности, например, виртуальные шахматы;
  • «стрелялки» — их главная задача – уничтожить противника, пока он не уничтожил вас;
  • тренажерные — помогают человеку развить, на начальном этапе, разумеется, необходимый навык. Можно, например, посидеть за рулем автомобиля;
  • обучающие — составляются педагогами и направлены на получение определенных знаний в развлекательной форме;
  • приключенческие — заставляют думать, постоянно ставя все новые и новые задачи. Причем от того какое решение будет принято, зависит дальнейший ход событий. Каждому решению соответствует свой сценарий;
  • стратегии — ключ к победе в этом классе — четкое планирование. Тематика может быть очень разной, но общий смысл – это завладеть чем-либо путем реализации продуманного плана. Среди стратегий можно выделить экономические, в которых необходимо, как правило, построить свое прибыльное дело, обойдя конкурентов; военные, где можно примерить на себя роль главнокомандующего, а задачей станет — победа в войне.

Развивающие компьютерные игры действительно имеют ряд преимуществ: их легко можно найти в интернете или купить на дисках, для их хранения не нужно много свободного места, а их разнообразие позволяет удовлетворить нужды любого родителя. Существуют компьютерные игры, развивающие память и внимание ребенка, обучающие его логическому и образному мышлению, способствующие формированию творческих навыков. Действительно, обучающие игры помогают малышу знакомиться с окружающим миром, узнавать новое, получать знания в интересной игровой форме и весело проводить время. Игра на компьютере помогает ребенку отвлечься, снять стресс и даже перебороть боль, ведь всем известно, что стоит только увлечься чем-то интересным, как мы тут же забываем, что у нас что-то болит.

Несмотря на большое количество плюсов, постоянное нахождение у компьютера может и навредить малышу. Дело в том, что в первые годы жизни, когда идет активное развитие ребенка, для него оказываются особенно важными тактильные ощущения. Он познает окружающий мир, беря в руки предметы, ощупывая их, знакомясь с их свойствами. Вот почему до трех лет строго не рекомендуется показывать малышу компьютер, хотя многие родители игнорируют эти предостережения. Большинство опасений являются оправданными, так как компьютер, безусловно, оказывает определенное влияние на ребенка. В первую очередь он сильно увлекает его. Однако в этом и заключается основной вред компьютера для любого человека, независимо от возраста.

Длительное времяпрепровождение за компьютерными играми делает малыша раздражительным и капризным, особенно если у него что-то не получается. А развлекательные игры в стиле ужастиков, содержащие в себе элементы жестокости и насилия, негативно влияют на психику ребенка – это давно доказано специалистами в области детской психологии.

Во-первых, некоторые из игр связаны с насилием и негативно влияют на психику ребенка. Во-вторых, несоблюдение режима может нанести существенный урон здоровью – ухудшение зрения, головная боль, зависимость от виртуального мира. Впрочем, при грамотном соблюдении золотой середины большинства негативных последствий легко избежать.

Поэтому, покупая для ребенка компьютер, нужно понимать, что с его появлением нужно будет следить за малышом и четко его контролировать. Лучше всего начинать постепенное знакомство с компьютером с пятилетнего возраста.

Вопрос о вреде и пользе компьютера для детей — это вопрос, на который не существует однозначного ответа. Очевидно, что во всем следует соблюдать меру и, если ребенок целый день сидит за компьютером, даже за игрой, которая заставляет думать, то психика ребенка не пострадает, но вот физическое здоровье будет подвергаться риску. Необходимо грамотно сортировать игры: в одно время предлагать расслабляющую, в другое – развивающую реакцию, а в третье — логическую.

Если маленького ребёнка невозможно оторвать от компьютерных игр без последующей истерики – это, конечно же, проявление изначально неправильной политики отношения взрослых.

Родители то сильно беспокоятся о вредном влиянии компьютера, то вдруг будто забывают об этом, позволяя ребёнку играть часами. А поскольку единых требований в семье нет – то и ребёнок поступает, как ему хочется. Когда же дети постарше, особенно подростки, очень много времени проводят за компьютером, это может быть показателем проблем в семье. Дети «уходят» в компьютер, прячась от семейных неурядиц, компенсируя собственное одиночество, или потому, что им трудно общаться с домашними.

Чтобы уберечь малыша от вредного воздействия компьютера, родителям необходимо не только контролировать его нахождение у монитора, но и правильно оборудовать его рабочее место. Нельзя сажать малыша на стул, предназначенный для взрослого. Необходимо купить специальную мебель, подходящую ребенку по росту, чтобы ему было удобно проводить время за компьютером. Особое внимание следует обратить на посадку малыша: если ноги у него болтаются, нужно подставить под стул маленькую скамеечку, и следить, чтобы ребенок держал спину ровно. Мышь и клавиатура должны располагаться не на столе, а немного его ниже – хорошо, если это будет выдвигающаяся подставка. Лучше не экономить на мониторе и купить для ребенка современный, с отличной цветопередачей и хорошими углами обзора. Можно установить на компьютер специальную программу, которая меняет цветовую температуру экрана в зависимости от освещения и времени суток, обеспечивая максимально комфортные для глаза цвета. До пяти лет ребенок не должен проводить у компьютера более 10 минут в день, постепенно можно немного увеличивать это время, добавляя по 3-4 минуты, и доведя его до 20-25 минут на тот момент, когда малышу исполнится 6-7 лет. К 9-10 годам можно увеличить время работы за компьютером до часа-полутора, однако, при этом через каждые 15 минут необходимо делать перерывы в работе.

Существуют рекомендации, которые необходимо учитывать родителям при выборе и дальнейшем использовании компьютерных игр для ребенка:

  • предлагайте ребенку только те игры, которые подходят ему по возрасту, ведь у каждой из них есть определенное возрастное ограничение;
  • перед тем, как предложить ребенку приступить к купленной новинке, сами просмотрите задания, оцените их пользу для ваших детей;
  • участвуйте в игровом процессе для контроля и личностного общения;
  • помогайте ребенку справляться со сложными заданиями;

соблюдайте режим, играть ребенок должен не больше 30 минут в день.

При разумном подходе никакого вреда компьютер не принесёт, а вот польза будет прямо-таки неоценимой. Имея собственный компьютер, ребёнок потихоньку научится что-то переустанавливать, понимать, что происходит с техникой, сможет завести свои творческие проекты. Такие умения очень пригодятся ему в будущем, а может, станут профессией. Собственный компьютер — это, можно сказать, личное пространство ребёнка, и оно необходимо каждой формирующейся личности. Так что не надо бояться ставить компьютер в детской. Технический прогресс остановить невозможно, а с самыми последними его достижениями дети встречаются первыми. И чтобы умная машина была другом, а не врагом нашим детям, нам, взрослым, тоже необходимо повышать свой уровень знаний. Хотя бы для того, чтобы мы могли понимать то, чем увлечены наши дети, разделять с ними их успехи, да и просто больше общаться со своими детьми.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год