Влияние игрушек на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста |
Игрушки своими руками | |
Автор: Ваганова Наталия Николаевна Крепышева Мария Сергеевна Коханова Ольга Александровна | |
06.09.2024 06:30 | |
Влияние игрушек на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста Авторы:
В последние годы в процессе нашей работы, мы стали замечать негативную тенденцию к ухудшению речевого и эмоционально-личностного развития детей. Дети младшего возраста начинаю говорить гораздо позже общепринятых нормативов, неуклонно растет количество детей, имеющих логопедические диагнозы, увеличивается количество детей с казалось бы беспричинным девиантным поведением Причин, влияющих на ухудшение детской речии эмоционального состояния, на наш взгляд, несколько: повсеместное использование гаджетов, низкая коммуникативная активность родителей в процессе общения с ребенком, неправильный выбор игр и игрушек. Именно на детской игре и игрушках, как одном из основных факторов полноценного речевого и эмоционально-личностного развития, мы бы хотели остановиться.
Влияние игрушки на речь и становление личности ребенка, начинается еще в раннем детстве, когда активно формируется пассивных словарь малыша, первые слова, которые ребенок запоминает, связаны именно с окружающими его игрушками. Ребенок начинает соотносить предмет, которым он манипулирует с его названием. Затем словарь потихоньку начинает расширяться и пополняться характеристиками игрушек: их, цвет, форма, местоположение в пространстве. Именно игрушка в дошкольном детстве, является тем центром, вокруг, которого развивается детская деятельность. В процессе игры развиваются такие важные психические процессы, как фантазия, изобретательность. Игрушка, также способствует развитию совместной детской деятельности и как следствие взаимной коммуникации. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что игрушка оказывает прямое влияние на все сферы речевого и психического развития маленького человека. Что же произойдет, если не давать ребенку игрушки вовсе или неправильно их выбирать? Развитие ребенка, как минимум замедлится, а при неправильном выборе игрушек может произойти регресс или даже нарушение психического развития. И главная задача родителей – выбрать игрушки, соответствующие его возрасту, способствующие его развитию и не вызывающие негативных отклонений в его психическом развитии. Выделяются, следующие тенденции современных игрушек:
Большинство родителей считают, что нет ничего страшного, если дать ребенку-игрушку монстра, это же всего лишь игрушка. Однако, любое воспроизведённое в процессе игры ребенком действие способно перейти в плоскость реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, отзывчиво, заботливо, то у него формируется некий образец того, как должно быть, как нужно поступать. И наоборот, если ребенок в игре, из-за ролевого предназначения игрушки, вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, и как следствие игрушка, может быть антииигрушкой. Агрессивная игрушка является транслятором духовного разрушения: психических заболеваний, неврозов, девиантного поведения и даже суицидов. В традиционной русской народной игрушке напротив заложены истинная любовь взрослого к ребенку, забота о природе, близких и родных, признание его права на особое игровое пространство. К детским игрушкам, затрагивающим духвнo-нравственную сферу, отнoсятся:
Каким же правилам следовать при выборе игрушек для ребенка? Во – первых игрушки должны соответствовать возрасту детейиндивидуальным и социальным особенностям, Во – вторых весь объём купленных игрушек, не должен быть одновременно доступен в большом количестве; В — третьих, никогда не стоит давать ребенку слишком сложные, замысловатые игрушки, так как они не поймут ни смысла, ни значения; В-четвертых, не следует давать детям бессмысленные игрушки; В — пятых игрушки должны иметь естественны вид: никаких розовых зайцев, фиолетовых слонов, красных медведей и кукол с непропорционально большими глазами и головой. Цвет и внешние характерные особенности должны советовать живому объекту. Какие же именно игрушки следует выбирать для детей? Лучше всего для этой цели подходят простые и понятные ребенку игрушки, которые могут быть использованы в различных вариантах игр. Наши отечественные игрушки, продолжают на протяжении многих лет сохранять традиции русской народной деревянной игрушки, они имеют огромные кроме возможности для сенсомоторного развития и обладают способностью позитивно воздействовать на становление нравственности малыша с ранних лет жизни. За годы своего детства каждый ребенок по — своему привязывается к своей игрушке, формируя и обогащая благодаря ей свой эмоциональный интеллект и переживая в процессе игры множество разнообразных чувств. Особое место среди других игрушек, для духовного и нравственного становления личности, занимает кукла, как уменьшенная копия человека. Зачастую она выступает заменителем преданного друга, который все понимает, всегда утешит и поддержит. Потребность в такой игрушке возникает у ребенка независимо от пола, наряду с мягкими игрушками, это объект для общения, партнер по игре. У каждого ребенка в норме, устанавливаются особые теплые взаимоотношения со своей игрушкой, будь то кукла или мягкая игрушка Особое внимание хотелось бы обратить на игры и игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих и других способностей, которые стимулируют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. К таким игрушкам относятся различные виды конструкторов, строительного материала, настольно-печатные игры. Для развития творческих способностей детей в различных видах изобразительной и конструктивной деятельности используется ткань, глина, простой и кинетический песок. Подобные материалы дают ребёнку возможность самому создавать поделки и отлично развивают воображение. При выборе игрушки для своего ребенка, нужно обязательно следовать принципам оценки безопасности игровой продукции:
И самое главное, родитель, по возможности, должен принимать активное участие в игре ребенка (если ребенок об этом просит). Именно, совместная детско-родительская игра, формирует основные духовно-нравственные ориентиры формирующейся личности, способствует формированию доверительных взаимоотношений. Подводя итог, хотелось сказать о том, что ящик детских игрушек – это целы мир для маленького ребенка потенциальный мир, к которому он приобщается. И какимбудет этот мир духовным, нравственным, развивающим или демоническим, решаем мы – взрослые, потому что наполняем этот ящик именно мы. Список использованной литературы:
|