Дошкольник              
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Влияние игрушек на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста
Игрушки своими руками
Автор: Ваганова Наталия Николаевна Крепышева Мария Сергеевна Коханова Ольга Александровна   
06.09.2024 06:30

Влияние игрушек на речевое и психическое развитие детей дошкольного возрастаВлияние игрушек на речевое и психическое развитие детей дошкольного возраста

Авторы:

  • Ваганова Наталия Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №65» г.Череповец
  • Крепышева Мария Сергеевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №65» г. Череповец
  • Коханова Ольга Александровна, Воспитатель МАДОУ «Детский сад №65» г.Череповец

В последние годы в процессе нашей работы, мы стали замечать негативную тенденцию к ухудшению речевого и эмоционально-личностного развития детей. Дети младшего возраста начинаю говорить гораздо позже общепринятых нормативов, неуклонно растет количество детей, имеющих логопедические диагнозы, увеличивается количество детей с казалось бы беспричинным девиантным поведением Причин, влияющих на ухудшение детской речии эмоционального состояния, на наш взгляд, несколько: повсеместное использование гаджетов, низкая коммуникативная активность родителей в процессе общения с ребенком, неправильный выбор игр и игрушек. Именно на детской игре и игрушках, как одном из основных факторов полноценного речевого и эмоционально-личностного развития, мы бы хотели остановиться.

 

Влияние игрушки на речь и становление личности ребенка, начинается еще в раннем детстве, когда активно формируется пассивных словарь малыша, первые слова, которые ребенок запоминает, связаны именно с окружающими его игрушками. Ребенок начинает соотносить предмет, которым он манипулирует с его названием. Затем словарь потихоньку начинает расширяться и пополняться характеристиками игрушек: их, цвет, форма, местоположение в пространстве.

Именно игрушка в дошкольном детстве, является тем центром, вокруг, которого развивается детская деятельность. В процессе игры развиваются такие важные психические процессы, как фантазия, изобретательность.

Игрушка, также способствует развитию совместной детской деятельности и как следствие взаимной коммуникации.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что игрушка оказывает прямое влияние на все сферы речевого и психического развития маленького человека.

Что же произойдет, если не давать ребенку игрушки вовсе или неправильно их выбирать?

Развитие ребенка, как минимум замедлится, а при неправильном выборе игрушек может произойти регресс или даже нарушение психического развития.

И главная задача родителей – выбрать игрушки, соответствующие его возрасту, способствующие его развитию и не вызывающие негативных отклонений в его психическом развитии.

Выделяются, следующие тенденции современных игрушек:

  • вестернизация (идеализация приключений, западного образа жизни)
  • сексологизация (актуализация проблем пола)
  • меркантилизация (поиск выгоды)
  • виртуализация (уход от реальности)
  • демонизация (культ зла)
  • танатизация (культ смерти).

Большинство родителей считают, что нет ничего страшного, если дать ребенку-игрушку монстра, это же всего лишь игрушка. Однако, любое воспроизведённое в процессе игры ребенком действие способно перейти в плоскость реальности. Если ребенок в игре ведет себя гуманно, милосердно, отзывчиво, заботливо, то у него формируется некий образец того, как должно быть, как нужно поступать. И наоборот, если ребенок в игре, из-за ролевого предназначения игрушки, вынужден быть агрессивным, грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет само себя когда-нибудь в той или иной ситуации. Игрушка программирует поведение ребенка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет. Поскольку есть добро и зло, идеал и антиидеал, игрушка, и как следствие игрушка, может быть антииигрушкой.

Агрессивная игрушка является транслятором духовного разрушения: психических заболеваний, неврозов, девиантного поведения и даже суицидов.

В традиционной русской народной игрушке напротив заложены истинная любовь взрослого к ребенку, забота о природе, близких и родных, признание его права на особое игровое пространство.

К детским игрушкам, затрагивающим духвнo-нравственную сферу, отнoсятся:

  • изображающие или мoделирующиеoккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов
  • посягающие на общественную нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и человеческое достоинство ребенка и его родителей
  • связанные с изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моделировании
  • игрушки, доминантой игрового замысла которых является активное манипулирование ребенком; вызывая игровую ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового поведения от электронной программы, заложенной в игрушку.
  • игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании психологически несочетаемого – например, сладкого и смертельного.
  • игрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного или результаты таких процессов.
  • игрушки, изображающие или моделирующие гениталии человека или животных.

Каким же правилам следовать при выборе игрушек для ребенка?

Во – первых игрушки должны соответствовать возрасту детейиндивидуальным и социальным особенностям,

Во – вторых весь объём купленных игрушек, не должен быть одновременно доступен в большом количестве;

В — третьих, никогда не стоит давать ребенку слишком сложные, замысловатые игрушки, так как они не поймут ни смысла, ни значения;

В-четвертых, не следует давать детям бессмысленные игрушки;

В — пятых игрушки должны иметь естественны вид: никаких розовых зайцев, фиолетовых слонов, красных медведей и кукол с непропорционально большими глазами и головой. Цвет и внешние характерные особенности должны советовать живому объекту.

Какие же именно игрушки следует выбирать для детей?

Лучше всего для этой цели подходят простые и понятные ребенку игрушки, которые могут быть использованы в различных вариантах игр. Наши отечественные игрушки, продолжают на протяжении многих лет сохранять традиции русской народной деревянной игрушки, они имеют огромные кроме возможности для сенсомоторного развития и обладают способностью позитивно воздействовать на становление нравственности малыша с ранних лет жизни. За годы своего детства каждый ребенок по — своему привязывается к своей игрушке, формируя и обогащая благодаря ей свой эмоциональный интеллект и переживая в процессе игры множество разнообразных чувств.

Особое место среди других игрушек, для духовного и нравственного становления личности, занимает кукла, как уменьшенная копия человека. Зачастую она выступает заменителем преданного друга, который все понимает, всегда утешит и поддержит. Потребность в такой игрушке возникает у ребенка независимо от пола, наряду с мягкими игрушками, это объект для общения, партнер по игре. У каждого ребенка в норме, устанавливаются особые теплые взаимоотношения со своей игрушкой, будь то кукла или мягкая игрушка

Особое внимание хотелось бы обратить на игры и игрушки, направленные на развитие познавательной сферы детей, коммуникативных, конструктивных, творческих и других способностей, которые стимулируют различные виды мышления, памяти, речи, воображения. К таким игрушкам относятся различные виды конструкторов, строительного материала, настольно-печатные игры. Для развития творческих способностей детей в различных видах изобразительной и конструктивной деятельности используется ткань, глина, простой и кинетический песок. Подобные материалы дают ребёнку возможность самому создавать поделки и отлично развивают воображение.

При выборе игрушки для своего ребенка, нужно обязательно следовать принципам оценки безопасности игровой продукции:

  1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
  2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту и пр.), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
  3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
  4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.

И самое главное, родитель, по возможности, должен принимать активное участие в игре ребенка (если ребенок об этом просит). Именно, совместная детско-родительская игра, формирует основные духовно-нравственные ориентиры формирующейся личности, способствует формированию доверительных взаимоотношений.

Подводя итог, хотелось сказать о том, что ящик детских игрушек – это целы мир для маленького ребенка потенциальный мир, к которому он приобщается. И какимбудет этот мир духовным, нравственным, развивающим или демоническим, решаем мы – взрослые, потому что наполняем этот ящик именно мы.

Список использованной литературы:

  1. Абраменкова В. Ребенок в «заэкранье». Кромешный мир компьютерных игр. – М.: Лепта книга, 2009.;
  2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999;
  3. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003;
  4. Дошкольная педагогика: Методика и организация ком. воспитания в дет. саду. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2110 «Педагогика и психология (дошкольная)» /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1983;
  5. http: //www. mirwomne. ru/deti-1-3/articles/razwitie-rebenka/vliyanie-ifruschek/ — Берегись… игрушки!;
  6. http: //pererojdenie. info/detskij-mir/vliyanie-igrushek-na-detskuyu-psixiku. html — Влияние игрушек на детскую психику;
  7. http: //www. semya-rastet. ru/razd/igrushka_i_antiigrushka/ — Игрушка и антиигрушка;
  8. http: //ruslekar. info/Razmishleniyao-sovremennih-igrushkah-2028. html — Размышления о современных игрушках.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год