Мастер – класс «Традиционная народная кукла» |
Игрушки своими руками | |||
Автор: Колиниченко Елена Николаевна | |||
09.03.2016 06:39 | |||
Мастер – класс «Традиционная народная кукла» Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении, воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа. Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер; образцы различных народных кукол, лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки — раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы-закрутки; технологические карты; для выставки – народные тряпичные куклы
Ход мероприятия: I. Вводная часть. 1слайд - Здравствуйте, коллеги! Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести именно этот мастер – класс. II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление педагога. - Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети? Слайд 2. - Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда. Слайд 3 Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности,. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире. Слайд 4 - Результаты такого воспитательного действия:
Слайд 5
Слайд 6
Эти качества становятся синонимом мужественности.
Слайд 7 Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности
Слайд 8 Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления. Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре. «Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/ Слайд 9 Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол мастерили мамы, старшие сестры, бабушки, «…при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста. Слайд 10 Главная особенность — Куколки-берегини всегда делались с белым лицом – для того, чтобы через эту куколку нельзя было перенести злые мысли и поступки на её владельца или владелицу, а также белый цвет образно выражал одухотворение и чистоту помыслов хозяев. Куклы-берегини всегда делались без применения иголок, ножниц, ножей, клея и так далее, чтобы тем самым не нанести вред тем, чьё здоровье и блага будут они потом хранить. Ниточки обрывались руками или перекусывались зубами, а если что и надо было обрезать, то сперва резали, а потом уже прикладывали к куколке. Слайд 11 Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. При изготовлении куколок ни в коем случае не допускалось присутствие мужских энергий в помещении, где происходило таинство, а если и были маленькие мальчики в комнате при этом, то они должны были быть заняты своими делами, им ни в коем случае не позволялось быть рядом и смотреть на процесс изготовления. Собирались девушки, женщины, садились за стол и работали, напевая и разговаривая о своём, о девичьем. Слайд 12 Самым важным при изготовлении куколок была не сама техника, а именно образы, которые вкладывались в этот процесс. Например, пальчиками крутит аккуратную голову куколке мастерица, а про себя приговаривает: «светлая голова, чистая, добром наполненная, любовью». Делает кукле грудь и вкладывает в неё образы счастливого материнства, достатка в семье, доброты владелицы. Поэтому такие куклы могли делать только тем, кого мастерица любила и от души кому добра хотела – себе, мужу, дочери, сыну, сестре и так далее. А если уж делала берегиню кому-то другому, то сперва должна была проникнуться образом будущего владельца, пожелать ему или ей добра и всех благ, а потом уже приступать к работе. Если в процессе работы над куколкой что-то не ладилось — нитка не там оборвётся вдруг, или никак ровно не получается расправить какую-нибудь складку — значит говорили: "несчастье на куколку придёт, а меня (или имя того, кому делался оберег) обойдёт". Мы женщины. Это и есть наша работа! Творить СВОИМИ руками счастье. Кукла просто загляденье, Вам придется не лениться Слайд 12 1. На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу "пеленашку", чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые духи, караулящие семейную пару, увидели "спелёнутого ребёнка" и вселились в него вместо настоящего дитятки. Также пеленашка "согревала постельку" ещё до рождения ребёнка, и служила первой игрушкой и оберегом для малыша. Дает куклу зрителю и текст приговорки, которую тот повторяет. * Сонница-бессонница Слайд 13 2. Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась "кубышка" — красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек тёрли пальцами, проходя с ним по всему дому, а потом кубышку клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез. А вот и пословицы – пожелания, тех у кого они в руках, ПРОШУ ВСТАТЬ. Дает зрителю куколку и тексты пословицы на подносе. Каждый по очереди в руках разминает куклу и произносит пословицу, передавая куклу соседу. Чистота — залог здоровья. Сидеть да лежать, болезни поджидать. Слайд 14 3. Для маленького ребёнка обязательно делали маленький оберег "зайку". Если нужно было оставить ребёнка одного, то, чтобы ему не было грустно или страшно, на пальчик ему надевали зайку, и ребёнок уже не оставался один — он был с оберегом, другом и игрушкой в одном лице. И мы с вами поиграем с зайчиком Потешка «Зайка» и пальчиковая гимнастика, которая поможет запомнить слова. Скачет зайка маленький - Зайчик – прыг, только уши торчком Слайд 15 4. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зернушку" или "Крупеничку". Так, в красном углу всю зиму обычно стояла кукла Крупеничка, которая хранит силу урожая Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей, веря, что следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие. Игра «Пирог» Участники стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» с куклой крупеничкой. Все поют: Да экий он высокинький, Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх, «широкинький» — разводят в стороны, «мякошенький» — гладят по животу. Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов». Слайд 16 5. Кукла «Подорожница» или «В дорогу». В старину такую куколку делали для отъезжающих. Эта куколка – оберег путнику в дороге. Куколка очень маленькая, 3-5 см, должна помещаться в ладони или в кармане. Делается без участия иглы. В узелке у куклы крупа, чтобы путник не испытывал в дороге нужды. III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность. - А теперь я вас приглашаю сотворить вместе с детьми куклу-закрутку. Педагогом предоставляются необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, схемы работы. Воспитатель участвует в совместном творчестве, оказывает необходимую помощь. Слайд 18
Родина куклы — Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. (Звонит в колокольчик). Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Для того, чтобы в дом всегда приходили хорошие и радостные новости, делались куклы "колокольчики" и развешивались по нескольку штучек сразу. Для работы нам понадобятся:
У куклы три юбки, олицетворяющие, по преданию предков славян, три мира, окружающих нас: явь, навь и правь (рис. 4). (рис. 5). Приступаем к сотворению куклы! Кладем на стол круг из ткани сначала самого маленького диаметра, на него кладём круг среднего диаметра, а сверху закрываем кругом из ткани самого большего диаметра (вся ткань выкладывается изнанкой вверх). Следите за тем, чтобы ткань легла ровно, и не было перекосов. В руках сминаем в шарик мелко порезанные или порванные остатки от ткани, кладем его в центр юбки (рис. 6). Затем формируем голову нашей куклы. Собираем все три юбки в сборку, внутри остаются лоскуты, смятые в шарик – голова. Переворачиваем куклу (рис. 7). Завязываем вокруг головы красную нить. Получилась шея. Я взяла красную хлопчатобумажную нить не случайно. В славянском костюме немаловажную роль играла вышивка. Она так же выполняла обереговую защитную функцию и выполнялась красными нитями. Так что наша красная нить – это имитация вышивки (рис. 8).
Завязываем рубашку пояском (рис. 22). Можно сделать пояс – оберег из ленточек, которых будет столько, сколько детей у мастерицы.
При изготовлении наполняйте куклу определенным смыслом, и она будет вашим верным спутником. Беседуйте с ней, просите помощи и совета, благодарите её. Мы – куклы. Берите. И в дом свой несите. А если кому-то однажды взгрустнется-
|