Коньшина Татьяна Николаевна Учитель-логопед, высшая КК МДОБУ"Детский сад" №14 "Светлячок" г.Кудымкар, Пермский край
«Дети усваивают информацию из окружающего мира множеством способов: с помощью зрения, слуха, запахов и т.д. Но умственное развитие каждого ребёнка происходит по индивидуальной схеме, и, как правило, один из способов усвоения информации у ребёнка доминирует. Понять, какой именно – значит помочь ребёнку быстрее и лучше познать мир максимально развив его умственные способности».
При изучении звуковой структуры языка традиционными способами запоминание терминологии проходит в два этапа: вначале обогащается пассивный словарь, на следующем этапе термины вводятся в активный словарь. Данный материал способствует легкому усвоению терминологии (звонкий, глухой согласный звук) и введению ее в активную речь без первого этапа. Дидактический материал – образный, представленный в образах, воспринимаемый органами чувств.
Этот дидактический материал используется при формировании умения вслушиваться в звучание слов, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки; способствует не только формированию фонематического восприятия, но и развитию слухового внимания, зрительного восприятия, ассоциативного мышления, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение). Данный материал даёт возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий. Считаю, что при использовании данного дидактического материала растёт интерес к изучаемым темам, развивается память, экономится время на занятиях, т.к. в случае затруднения может быть использована «подсказка», по которой дети быстро воспроизведут нужную информацию, включаются в творческую деятельность, учатся думать. Прогноз: работа с данным дидактическим материалом позволит успешно решить проблему подготовки детей к обучению грамоте, осуществить профилактику фонематической дисграфии в более короткие сроки. Материал может быть использован на занятиях по обучению грамоте в ДОУ, при работе с детьми с ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), на коррекционно-логопедических занятиях с учащимися с ЗПР.
Работа с раздаточным дидактическим материалом («портрет звука»)
1. Определить наличие звука в слове (поднять соответствующий знак) ВЕДРО, ТУЧА, ДАЮ, ПОДУШКА, СТУК, ТУМАН, УДАРИЛ, ТРУБА. - произносимые слова отметить «портретом звука». ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ДОЧЬ, ТАМ, ДАМ, ТОК. - по визуальной подсказке вспомнить слова. - придумать слово со звуком Т или Д в начале слова (визуальная подсказка – портрет звука,). - определить место звука в слове - распределить картинки в два столбика.(столбики отметить « портретами звуков»). - картинки записать одной буквой, под каждой буквой нарисовать «портрет звука». Используя эти упражнения, можно работать над дифференциацией всех пар согласных звуков. 2. Изобразить звонкость и глухость согласного звука «символом» («символ» нарисовать под буквой). Правильность ответа проверяем кинетическим способом (ухо, горло).
Использование в коррекционной работе данного дидактического материала обесечит коррекцию фонематического восприятия и способствует профилактике фонематической дисграфии, связанной с недоразвитием фонематического восприятия.
Скачать полный конспектСкачать полный конспект
|