ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ |
Обучение грамоте | |||
Автор: Ноздрина Инна Евгеньевна Полубояринова Александра Вячеславна Чередник Евгения Владимировна | |||
31.12.2022 14:02 | |||
ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
Аннотация: В статье поднимается проблема овладения грамотой дошкольников с общим недоразвитием речи. Раскрывается сущность ключевых понятий и характеристика общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Рассматриваются предпосылки, необходимые для успешного овладения грамотой детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Представляется анализ научной и методической литературы по особенностям готовности к обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи, а также фиксируются результаты теоретического исследования компонентов готовности к школьному обучению у данной категории детей.
Ключевые слова: конфликт, конфликтность, конфликтное поведение, межличностные отношения, подростковое поведение. Дошкольный возраст является таким возрастом, при котором происходит серьезная подготовка детей к овладению грамотой. Проблема готовности ребенка к овладению грамотой – одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Во время поступления ребенка в школу начинают проявляться трудности на ступени обучения грамотой, причем у довольно большого количества воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, еще до поступления в школу нужно уделять достаточное внимание развитию готовности детей к успешному освоению грамоты, освоению первоначальным навыкам чтения и письма. Результативность и действенность в обучении грамоте, по мнению Л.С. Выготского, возможно добиться при наибольшем учете возрастных особенностей и возможностей ребенка: состояния его готовности к овладению грамотой, которое содержит положение развития графических навыков, фонематического слуха, чувства ритма, пространственных представлений и координации движений. У детей с общим недоразвитием речи данные функциональные звенья в значительной степени нарушены. Изучением проблемы готовности к овладению грамотой детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимались Л.Е. Журова, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.В. Нижегородцева, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова и др. Готовность детей дошкольного возраста к овладению грамотой содержит в себе сформированность и развитость подобных необходимых компонентов: общая и мелкая моторика, координация движений, пространственно-временные представления, чувство ритма, зрительно-пространственные представления, сформированность фонематической системы. Несформированность представленных аспектов вполне может вызвать отрицательное отношение дошкольников к овладению грамотой [5, с. 71]. Общее недоразвитие речи оценивают как «сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранном интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики и грамматики, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторонам речи». При данном расстройстве отмечается позднее начало речи, бедный лексический словарь, аграмматизм, недостатки произношения и фонемообразования. Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Может отслеживаться как абсолютное отсутствие словесных средств общения или крайне узкое их формирование в тот период, когда у детей с нормальным развитием речи оказывается уже полностью сформированной, так и формирование речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Речевая недостаточность рассматривается в близком единстве с особенностями психического развития ребенка. Отклонение в психическом развитии наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. Наблюдается психическое торможение эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, гностических процессов. В трудах Р. Е. Левиной применяется комплексный подход к анализу 9 речевых нарушений у детей. Каждая аномалия речевого развития рассматривается на фоне причинно-следственной связи. Левина Р.Е. трактует формирование готовности детей к усвоению письма и чтения как результат целостного взаимодействия фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Автор подчеркивает, что «внешняя» правильность устной речи ребенка не является исчерпывающим аспектом подготовленности к изучению чтения и письма. Необходимо исследование пропорции недостатков речи, чтения и письма в каждом отдельном случае, так как не всегда возможно обозначить размеренное нарушение всех трех упомянутых процессов: «... подобная равномерность свойственна исключительно для глубоких степеней недоразвития речи, когда все процессы находятся в зачаточном состоянии» [2, с. 211]. Разбор и анализ трудностей, с которыми встречаются дети с общим недоразвитием речи, при обучении чтению показывает, что нарушение чтения у детей чаще всего появляется по причине недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. При глубоких степенях общего недоразвития речи дошкольники становятся не в состоянии овладеть чтением и письмом в условиях массовой школы. Дети с меньшим недоразвитием речи (третий уровень), как правило, овладевают элементарными навыками чтения и письма, но при этом допускают большое количество специфических ошибок, обусловленных отклонениями в формировании фонетической стороны речи, лексикографического запаса и грамматического строя. Для таких детей нужно организованное обучение с регулярным проведением по формированию их устной речи и по подготовке к овладению грамотой, а также положительный прогресс и динамика навыков звукового анализа, развития общей и мелкой моторики и координации движений [32, с. 11]. На занятиях по рисованию дошкольники с общим недоразвитие речи держат карандаш в неверном положении, что вызывает напряжение всех мышц рук. Многие дети не любят рисовать по причине заметной моторной неловкости рук, что свидетельствует о плохой работе при взаимодействии ребенка с аппликациями и с пластилином. В аппликации прослеживаются трудности зрительно-пространственного расположения элементов [9, с. 29]. Нарушения дифференцированных процессов также проявляются при выполнении проб-тестов пальчиковой гимнастики. Дошкольники затрудняются, или попросту не могут без помощи выполнить движение по подражанию (например, «замок», «колечки»). Большинство детей справляются с заданиями, направленными на выполнение одновременно организованных движений, но при выполнении допускают многократные ошибки, сжимая одновременно обе руки в кулак или расправляя его. Выполнение пальчиковых проб на поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца, характеризуется в большинстве случаев медленным темпом, одновременными движениями нескольких пальцев [8, с. 12]. Многие исследователи подчеркивают тесную взаимосвязь между формированием мелкой и артикуляционной моторики с развитием речи дошкольников. Данное явление свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте следует развивать двигательный аппарат ребенка, который служит стимулирующим критерием развития речи и нервно-психических аспектов. Кроме подготовленного и в полной мере сформированного артикуляционного аппарата, с целью развития звуковой стороны речи ребенок должен еще и уметь хорошо слышать, различать правильность произносимых звуков в своей и чужой речевой установке. Чаще всего формированию четкого слухового восприятия препятствует невнятная речь в целом, и нарушение артикулирования во время речи дошкольника с общим недоразвитием речи. Как показывает практика, упражнение в дифференциации слов близких по произношению, по подбору картинок на заданный звук или слог дошкольникам с общим недоразвитием речи не дается от слова «совсем» [7, с. 216]. Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно [1, с. 67]. У большинства старших дошкольников с общим недоразвитием речи при исследовании ритмических способностей при восприятии и при воспроизведении ритмических рядов отмечаются ошибки, как приопределении количества ударов, так и при передаче ритмического рисунка проб. Из-за неустойчивого слухового внимания некоторые пробы выполняются со второй или даже третьей попытки. При этом ярко выступает моторная неловкость. Некоторым дошкольникам эти задания недоступны, они отказываются от их выполнения [3, с.36]. Тесная взаимосвязь между нарушениями чтения и письма при недостатках речи и несформированности интеллектуальной деятельности, памяти, зрительных и пространственных представлений, а также координации и функциональной асимметрии, доказана исследовательскими работами авторов Брагиной Н.Н., Иваненко С.Ф., Садовниковой И.Н. и другими [4, с. 187]. Результаты исследования доцента кафедры Московского педагогического государственного университета Лагутиной А.В показали: формирование речевого развития детей с недоразвитием характеризуется рядом таких особенностей, как грубое нарушение в звуковой и произносимой структуре слова, значительное ограничение речи небольшим словарным запасом, а также ярко выраженный аграмматизм в речи дошкольников. Таким образом, готовность дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению грамотой проявляется в значительном отклонении от нормы речевого развития, т.е. фонетической, фонематической и лексико-грамматической сторон речи, а также в особенностях развития психических функций. Для детей данной категории характерным является нарушение конструктивного и динамического праксиса, зрительного восприятия, акустического восприятия, слухо-речевой памяти, внимания Примечания:
|