Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
Обучение грамоте
Автор: Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна   
11.03.2020 14:14

«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»

  • Екатерина Владимировна Тюрина воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1544 город Москва.
  • Ирина Владимировна Кобзева воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №763 ДУК-6 город Москва

Подготовка к обучению грамоте дошкольника считается одной из сложнейших задач в деятельности педагога.

Дети с ОНР с трудом овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», слиянием звуков, слогов. Освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Такие дети входят в группу риска по развитию в школьном возрасте дислексии и дисграфии.

Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематических представлений, что существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Другая причина, по мнению С. Е. Гордеевой, кроется в том, что в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий и правил. Причем, «невладение» учебной информацией блокирует чувства ребенка, порождает у него страх, неуверенность, «убивает» интерес к познанию.

Такие недостатки образования можно преодолеть с помощью создания и использования технологий, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т. е. были бы природосообразны и биоадекватны.

Существуют несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей. Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяют осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.

 

Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувств и знаний с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления.

То есть мы можем использовать компоненты искусства в обучении ребенка с речевым недоразвитием основам грамоты.

Цвет:

  • первый звук названия цвета служит предметной основой составления азбуки
  • цветные сказки сообщают детям о цвете и его смешении
  • восприятие и воспроизведение цветовых компонентов способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Музыка:

  • музыкальное произведение – фон сказки
  • музыка служит своеобразным «аккомпанементом» характера героев сказки
  • восприятие и воспроизведение музыкальных звуков способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Движение:

  • пантомима звука, слова, предложения
  • пантомима героев сказки
  • восприятие и воспроизведение пантомимы способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают новые знания в игре. Следовательно, основным видом деятельности на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте будет сказочная игра.

На занятиях в старшей группе педагог интегрирует разные виды искусства.

К примеру, мы провели с детьми занятие по теме: «Звук «м», буква М».

Целью занятия было: обучение детей распознаванию звука «М» и взаимодействовать с ним в окружении компонентов цвета, музыки, движения.

В начале занятия появляется Фея «М», которая предлагает детям познакомиться со звуком «м» и буквой М и послушать сказку.

« «Малиновая сказка».

В далекой волшебной стране текла фиолетовая река, текла она текла и разлилась фиолетовым озером. Солнце пригрело его своими лучами, и ночью над озером поднялся и заклубился фиолетовый туман.

На небе мерцали красные звезды. Они никогда не видели такой красоты. Засмотревшись на это великолепное фиолетовое озеро и фиолетовый туман, звезды не заметили, как стали падать, окрашивая воду в удивительный малиновый цвет. Малиновая заря осветила малиновым цветом и озеро, и кусты малины вокруг.

На холме, чуть в стороне от малинового озера, стояла церковь. Свет от малиновой зари дошел до колокола. И тот начал раскачиваться, разнося по всей округе нежный малиновый звон.

Фиолетовое озеро.

Фиолетовый туман.

Звезды на небе завидуют

Этим грустным берегам.

И от красных звезд малиновым

Стало озеро в ночи.

Заросло потом малиною.

Но лишь солнышка лучи

Размалиновели озеро,

Так тотчас со всех сторон

Долетел до нас малиновый

Колокольный перезвон».

Затем Фея предлагает попробовать смешать краски фиолетовую и красную, получится малиновый цвет.

Далее, дети знакомятся со словами, в которых звук «м» находится в начале слова, в середине и в конце, делают звуковой анализ слогов.

После пальчиковой гимнастики, детям предлагается обвести восковыми карандашами контур буквы М, а затем закрасить ее малиновым цветом, смешав фиолетовый и красный.

Все занятие сопровождается музыкой, а когда в сказке говорится про малиновый звон, то детям включается запись колокольного звона.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся буквы, припоминают с каким звуком их познакомила Фея и с какой буквой, как они получили малиновый цвет.

Такие занятия наиболее запоминаются детям.

Список литературы:

  1. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 144 с. (Специальная психология.)
  2. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Издательство: Айрис-пресс, 2006, с. 128.
  3. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с "особым" ребенком. Издательство: Речь, 2006, с. 144.
  4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год