Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
Обучение грамоте
Автор: Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна   
11.03.2020 14:14

«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»

  • Екатерина Владимировна Тюрина воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №1544 город Москва.
  • Ирина Владимировна Кобзева воспитатель, Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №763 ДУК-6 город Москва

Подготовка к обучению грамоте дошкольника считается одной из сложнейших задач в деятельности педагога.

Дети с ОНР с трудом овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», слиянием звуков, слогов. Освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Такие дети входят в группу риска по развитию в школьном возрасте дислексии и дисграфии.

Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематических представлений, что существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Другая причина, по мнению С. Е. Гордеевой, кроется в том, что в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий и правил. Причем, «невладение» учебной информацией блокирует чувства ребенка, порождает у него страх, неуверенность, «убивает» интерес к познанию.

Такие недостатки образования можно преодолеть с помощью создания и использования технологий, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т. е. были бы природосообразны и биоадекватны.

Существуют несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей. Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяют осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.

 

Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувств и знаний с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления.

То есть мы можем использовать компоненты искусства в обучении ребенка с речевым недоразвитием основам грамоты.

Цвет:

  • первый звук названия цвета служит предметной основой составления азбуки
  • цветные сказки сообщают детям о цвете и его смешении
  • восприятие и воспроизведение цветовых компонентов способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Музыка:

  • музыкальное произведение – фон сказки
  • музыка служит своеобразным «аккомпанементом» характера героев сказки
  • восприятие и воспроизведение музыкальных звуков способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Движение:

  • пантомима звука, слова, предложения
  • пантомима героев сказки
  • восприятие и воспроизведение пантомимы способствуют психофизическому воздействию на состояние личности ребенка.

Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают новые знания в игре. Следовательно, основным видом деятельности на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте будет сказочная игра.

На занятиях в старшей группе педагог интегрирует разные виды искусства.

К примеру, мы провели с детьми занятие по теме: «Звук «м», буква М».

Целью занятия было: обучение детей распознаванию звука «М» и взаимодействовать с ним в окружении компонентов цвета, музыки, движения.

В начале занятия появляется Фея «М», которая предлагает детям познакомиться со звуком «м» и буквой М и послушать сказку.

« «Малиновая сказка».

В далекой волшебной стране текла фиолетовая река, текла она текла и разлилась фиолетовым озером. Солнце пригрело его своими лучами, и ночью над озером поднялся и заклубился фиолетовый туман.

На небе мерцали красные звезды. Они никогда не видели такой красоты. Засмотревшись на это великолепное фиолетовое озеро и фиолетовый туман, звезды не заметили, как стали падать, окрашивая воду в удивительный малиновый цвет. Малиновая заря осветила малиновым цветом и озеро, и кусты малины вокруг.

На холме, чуть в стороне от малинового озера, стояла церковь. Свет от малиновой зари дошел до колокола. И тот начал раскачиваться, разнося по всей округе нежный малиновый звон.

Фиолетовое озеро.

Фиолетовый туман.

Звезды на небе завидуют

Этим грустным берегам.

И от красных звезд малиновым

Стало озеро в ночи.

Заросло потом малиною.

Но лишь солнышка лучи

Размалиновели озеро,

Так тотчас со всех сторон

Долетел до нас малиновый

Колокольный перезвон».

Затем Фея предлагает попробовать смешать краски фиолетовую и красную, получится малиновый цвет.

Далее, дети знакомятся со словами, в которых звук «м» находится в начале слова, в середине и в конце, делают звуковой анализ слогов.

После пальчиковой гимнастики, детям предлагается обвести восковыми карандашами контур буквы М, а затем закрасить ее малиновым цветом, смешав фиолетовый и красный.

Все занятие сопровождается музыкой, а когда в сказке говорится про малиновый звон, то детям включается запись колокольного звона.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся буквы, припоминают с каким звуком их познакомила Фея и с какой буквой, как они получили малиновый цвет.

Такие занятия наиболее запоминаются детям.

Список литературы:

  1. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образовательными потребностями. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 144 с. (Специальная психология.)
  2. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Издательство: Айрис-пресс, 2006, с. 128.
  3. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с "особым" ребенком. Издательство: Речь, 2006, с. 144.
  4. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Издательство: Феникс, 2006, с. 349.
  5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. — М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год