«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения» |
Обучение грамоте | |||
Автор: Тюрина Екатерина Владимировна, Кобзева Ирина Владимировна | |||
11.03.2020 14:14 | |||
«Обучение дошкольников c ОВЗ грамоте при помощи звука, цвета и движения»
Подготовка к обучению грамоте дошкольника считается одной из сложнейших задач в деятельности педагога. Дети с ОНР с трудом овладевают терминами «звук», «слог», «слово», «предложение», слиянием звуков, слогов. Освоив чтение, плохо понимают прочитанное. Такие дети входят в группу риска по развитию в школьном возрасте дислексии и дисграфии. Конечно, одна из главных причин указанных недостатков – несформированность фонематических представлений, что существенно влияет на готовность детей к обучению грамоте. Другая причина, по мнению С. Е. Гордеевой, кроется в том, что в учебном процессе преобладают методы, основанные на механическом заучивании понятий и правил. Причем, «невладение» учебной информацией блокирует чувства ребенка, порождает у него страх, неуверенность, «убивает» интерес к познанию. Такие недостатки образования можно преодолеть с помощью создания и использования технологий, в которой бы учебная информация и методы соответствовали естественным законам природы и развития человека, т. е. были бы природосообразны и биоадекватны. Существуют несколько направлений, основанных на природосообразных технологиях обучения детей. Одно из них заключается в том, что обработка информации правым полушарием и продуцирование речи левым позволяют осуществлять «схватывание» учебного материала единовременно. Подобная совокупность связей образует определенную целостность мышления, что в свою очередь освобождает мыслительные операции от излишнего механического заучивания.
Известно, что деятельность правого полушария связана с развитием чувств и знаний с опорой на яркие художественные образы, формированием ассоциативного мышления. То есть мы можем использовать компоненты искусства в обучении ребенка с речевым недоразвитием основам грамоты. Цвет:
Музыка:
Движение:
Как показывает опыт, лучше всего дети усваивают новые знания в игре. Следовательно, основным видом деятельности на занятиях по подготовке детей к обучению грамоте будет сказочная игра. На занятиях в старшей группе педагог интегрирует разные виды искусства. К примеру, мы провели с детьми занятие по теме: «Звук «м», буква М». Целью занятия было: обучение детей распознаванию звука «М» и взаимодействовать с ним в окружении компонентов цвета, музыки, движения. В начале занятия появляется Фея «М», которая предлагает детям познакомиться со звуком «м» и буквой М и послушать сказку. « «Малиновая сказка». В далекой волшебной стране текла фиолетовая река, текла она текла и разлилась фиолетовым озером. Солнце пригрело его своими лучами, и ночью над озером поднялся и заклубился фиолетовый туман. На небе мерцали красные звезды. Они никогда не видели такой красоты. Засмотревшись на это великолепное фиолетовое озеро и фиолетовый туман, звезды не заметили, как стали падать, окрашивая воду в удивительный малиновый цвет. Малиновая заря осветила малиновым цветом и озеро, и кусты малины вокруг. На холме, чуть в стороне от малинового озера, стояла церковь. Свет от малиновой зари дошел до колокола. И тот начал раскачиваться, разнося по всей округе нежный малиновый звон. Фиолетовое озеро. Фиолетовый туман. Звезды на небе завидуют Этим грустным берегам. И от красных звезд малиновым Стало озеро в ночи. Заросло потом малиною. Но лишь солнышка лучи Размалиновели озеро, Так тотчас со всех сторон Долетел до нас малиновый Колокольный перезвон». Затем Фея предлагает попробовать смешать краски фиолетовую и красную, получится малиновый цвет. Далее, дети знакомятся со словами, в которых звук «м» находится в начале слова, в середине и в конце, делают звуковой анализ слогов. После пальчиковой гимнастики, детям предлагается обвести восковыми карандашами контур буквы М, а затем закрасить ее малиновым цветом, смешав фиолетовый и красный. Все занятие сопровождается музыкой, а когда в сказке говорится про малиновый звон, то детям включается запись колокольного звона. В конце занятия дети рассматривают получившиеся буквы, припоминают с каким звуком их познакомила Фея и с какой буквой, как они получили малиновый цвет. Такие занятия наиболее запоминаются детям. Список литературы:
|