Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР. |
Обучение грамоте | |||
Автор: Закирова Ольга Вадимовна | |||
28.05.2018 17:53 | |||
Использование современных технологий в работе над слоговой структурой слова у дошкольников с ОНР. 2 слайд. Актуальность Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из важнейших условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. В настоящее время наметилась тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число воспитанников с дисграфией и дислексией.
В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. 3 слайд. Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Нарушение слоговой структуры – это нарушение, с которым мы, логопеды, сталкиваемся все чаще и чаще. Формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письма и чтения. Существует немало методик по коррекции слоговой структуры слова, но до сих пор еще авторам не удалось создать одну универсальную методику. 4 слайд. Задачи речевого развития в ФГОС ДО: -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей -диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения) -формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. - развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи) 5 слайд Виды нарушений слоговой структуры слова
Причины нарушений слоговой структуры слова.
7 слайд Этапы работы над слоговой структурой слова Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова. В коррекционной работе по преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
8 слайд Подготовительный этап Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:
-развитие динамической и темпо-ритмической организации движений. Ниже предлагаются примерные игры и упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. 9 слайд I. Формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки 1. Ориентировка в собственном теле «Вот какие мы» ( «Покажите свой живот, свою спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?). «Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»). «Ладошки и следы» (Ребенку предлагаются контуры нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из предложенных вариантов). 2. Ориентировка в трехмерном пространстве «Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?») «Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»). «Найди клад» (ориентировка по схемам). «Где звенит колокольчик» (определение местоположения звука). 10 слайд. II. Развитие временно-пространственной ориентировки Работа на вербальном материале начиналась с упражнения, направленного на формирование у детей таких пространственно – временных представлений, как: Начало – середина – конец Перед – за – после – между Первый – последний Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. С этой целью предлагается детям дидактическая игра с использованием русской народной сказки «Репка» 11 слайд В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед — после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.). 12 слайд Еще для развития временно-пространственной ориентировки предлагаются такие упражнения, как: «Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?) «Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания:
«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности) 13 слайд. III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений 1. Развитие чувства темпа Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно, спокойно, как кошка.
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе. 14 слайд. 2. Формирование чувства ритма Цели: различать и воспроизводить ритм на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений. «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий). «Бусы» (чередование бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов). Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» ( «Дождик» — большая капля — длинный хлопок, маленькая капелька — короткий). 15 слайд Игра «Пианино» 16 слайд Игра «Заинька и ложки» Воспроизведение заданного ритма на слух У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу. Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому пошёл Останавливается за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «…» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет на ложках любой из предложенных ритмов, ребёнок должен повторить. 17 слайд Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры, является основой для овладения звуко- слоговым составом слов родного языка, интонацией, ударением, ускоряет развитие других лингвистических способностей, например, словообразования. 18 слайд Последовательность отработки слогов Тренировка послогового ритма отрабатывается: на прямых слогах (ма, на, па) на обратных слогах (от, ут, ум) на закрытых слогах (мак, кап, бух) на прямых и обратных слогах с твердыми и мягкими согласными. Все слоги произносятся в замедленном темпе. Далее отрабатываются слоги со стечениями согласных. Данный вид слогов требует отдельной отработки. Слоги со стечениями согласных предлагаются в следующей последовательности: открытые и закрытые (кна-анк, гна-агн) с оппозиционными согласными (фта-фтя, спы-збы) цепочки слогов (мна-мно-мну) слоги со сменой позиции согласного (мна-нма, нку-кну) 19 слайд Основной этап работы На данном этапе мы продолжаем работу над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности и добавляем следующие блоки работы:
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется после усвоения материала предыдущего уровня. Выделяются следующие уровни:
уровень чистоговорок, стихов и текстов. 20 слайд Дыхательные упражнения
успокаивают и способствуют концентрации внимания. 21 слайд Массаж и самомассаж Массаж является одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном возрасте. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи. Регулярное применение самомассажа лица помогает повысить интеллект ребёнка на 75%. 22 слайд Упражнения для развития мелкой моторики Уже всеобще известный факт влияние мелкой моторики на развитие звукопроизношения. Мелкая моторика рук взаимодействует с таким высшими психическими функциями, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит тогда, когда готова база. Эту базу мы создаем через развитие общей и мелкой моторики. 23 слайд Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика Биоэнергопластика- это новое направление в логопедической работе, представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. По данным исследователей, движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности, способствует развитию координации движений и мелкой моторики. 24 слайд На первоначальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Постепенно и у детей подключается к артикуляции движение одной руки (сначала ведущей). 25 слайд Постепенно подключается и вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Когда движения рук освоены, можно добавить движение глаз. 26 слайд Следующее направление работы основного этапа работы над слоговой структурой это Работа над гласными
в сопровождении символов ( «Человечки — звуки»)
Играем в игру «Музыкальный мяч» Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
27 слайд Игра «Весёлые страусята» Ребёнок должен «прошагать» по лесенке серию гласных звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковые символы. 28 слайд Работа над слогами Работа проводится с разными типами слогов:
Приемы и упражнения:
29 слайд Работа над словом А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры слова:
30 слайд При проговаривании слов доступного слогового класса должна постоянно учитываться зона ближайшего развития. То есть, собрав по несколько слов из всех классов, предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Выясняем уровень его возможностей, а потом начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса, пока проговаривание не станет достаточно уверенным. А далее добавляем слова чуть посложнее, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития. Далее автоматизированные слова отрабатываются в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной упор в коррекционном процессе делается именно на автоматизированное произнесение слогов и соединение их в словах разной слоговой структуры. 31 слайд Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
32 слайд Игра «Поезд» 33 слайд Использование компьютерных игр в логопедической работе Информационно-коммуникационные технологии в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Согласно новым требованиям ФГОС ДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные технологии. Применение компьютерных технологий в дошкольном образовании позволяет вносить игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, не подавляя тем самым интерес ребенка к занятиям. 34 слайд Компьютерные ресурсы позволяют:
В логопедической работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее. 35 слайд Учитывая, что своевременное усвоение слоговой структуры слов является одной из предпосылок для овладения грамотой и успешного обучения в школе, необходимо проводить адекватную логопедическую работу по устранению нарушений слоговой структуры слов, предполагающую воздействия на все компоненты речевой системы, использование коммуникативной функции речи и взаимосвязь с различными формами деятельности детей. 36 слайд Список литературы.
|