Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе на тему: Путешествие в Северную Америку к индейцам. Звук [Ц]. |
Обучение грамоте | |||
Автор: Долгий Лилия Михайловна | |||
09.08.2017 11:32 | |||
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению детей грамоте в подготовительной группе на тему: Путешествие в Северную Америку к индейцам. Звук [Ц]. Подготовила воспитатель Долгий Лилия Михайловна Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура». Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Словарная работа: Предварительная работа: тематическая неделя «В гости к индейцам», рассматривание иллюстраций, беседы, чтение рассказов, рисование индейцев, изготовление головных уборов; разучить физкультминутку. Закрепить названия животных и птиц Северной Америки, закрепить звуки (С) — (С`). Оборудование: иллюстрации: (птицы-птенцы, камышница, яйца, колибри-герцог, рогатая ящерица, овцебык, броненосец, медведица, белая американская цапля, индейцы). (звук [Ц]); артикуляционная карточка произношение звука (Ц), звуковичок, фишки и звуковые линейки, яйцо с цыпленком и буквой (Ц), головные уборы индейцев, руль, корабль, домики, где живут буквы; карта Северной Америки, Ход деятельности: Организационный момент и закрепление пройденного материала Воспитатель: Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, какая у вас интересная и необычная одежда. Это элементы национальной одежды индейцев. Почему вы так оделись? (Потому что мы всю неделю путешествуем по северной Америке) - Значит, мы с вами снова отправимся в путешествие в Северную Америку. К кому? К индейцам. - На каком транспорте можно отправиться в путь? (на машине, самолете, корабле). - Я предлагаю сначала отправиться на машине в порт. Ой! Посмотрите у нашей машины спущены колеса. - Что мы будем делать? (накачать колеса) - Давайте их накачаем? Представьте, что вы насосы. Начинаем накачивать колеса (С-с-с-с-с). - Какой вы звук здесь услышали? [C] - Какой это звук? (согласный, твердый, глухой). - Вот, ребята, мы с вами приехали в порт. Здесь нас ждет корабль, название которого: «Царь морей». Поднимайтесь по трапу и проходите на корабль. Отправляемся в путь. Посмотрите, ребята, что виднеется вдалеке. Это наверно и есть. Северная Америка. Вот мы и приплыли на материк. Спускайтесь по трапу. Итак, ребята, на этом материке живут коренные жители. Кто они? (индейцы). А как называются жилища в которых они живут? (вигвам). Давайте, ребята, осмотримся и вспомним, кто же здесь еще живет? - Дети называют животных и птиц, которых обитают на материке со звуком [Ц] (птицы-птенцы, камышница, яйца, колибри-герцог, рогатая ящерица, овцебык, броненосец, медведица, белая американская цапля, индейцы). Какой звук чаще всего встречается в словах во всех этих словах? [Ц] Правильно, молодцы! Знакомство со звуком [Ц]. «Ц-ц-ц», прижали к губке пальчик. Новый звук сейчас услышим… В наступившей тишине, звук пришел к тебе и мне: [Ц] Он согласный очень скромный. (Выставить звуковичок на доску) Слов же с ним запас огромный: ЦАРЬ, ЦАРЕВНА, ЦИРК, ЦАРИЦА, - Звук [Ц] какой он? (согласный) - Почему? (не поется) - Давайте мы с вами произнесем звук [Ц] еще раз. (Дети произносят). - [Ц] твердый или мягкий? (твердый), значит какого цвета мы наденем башмачки звуковичку? (синие) - Произнесите его еще раз. [Ц] глухой или звонкий? (глухой), значит у звуковичка на голове шляпка или колокольчик? (шляпа) Итак звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый. Анализ артикуляции звука Ц Губы в улыбке, кончик языка опущен за нижние зубы. Язычок упирается в зубы, находится в нижнем положении, кончик язычка отталкивается от зубов. Произносится Ц резко, толчком — струя воздуха холодная. Упражнение в произношении (воспитатель читает первые строчки стихотворения, а дети произносят Цок-цок-цок) стихотворение «Лошадка» Я лошадка серый бок Если хочешь прокачу Я лошадка серый бок Физкультминутка Давайте потанцуем! Воспитатель предлагает надеть головные уборы и исполнить танец индейцев. Дети под музыку выполняют танцевальные движения. Теперь, ребята пришло время возвращаться домой, в нашу группу. Возвращаемся на корабль. Ребята вам понравилось в гостях у индейцев? Вот мы и приплыли, спускаемся по трапу и проходим на свои рабочие места. Знакомство с буквой Ц На доске выставлены иллюстрации (колодец, цифры, кольцо, медведица) - Ребята посмотрите, а что я вам привезла из Северной Америки. - Что это? (яйцо) - А кто его снес? (птица) - Кто там внутри стучит? Давайте посмотрим. (Воспитатель открывает яйцо, а в нем цыпленок и буква Ц). - Кто это? (цыпленок) - Какая изображена буква? (Ц) - Каким цветом обозначена (синего) - Почему? (потому, что звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый) В какой домик мы его поселим? (в синий) Значит звук (Ц) обозначается буквой звук [Ц] – согласный, глухой, и всегда твердый Выделение звука [Ц] из состава слова. А теперь посмотрите на доску, произнесите слова и определите где находится звук (Ц): вначале, в середине или в конце. Давайте произнесем слова. (Дети произносят). - Где находится звук [Ц] вначале, в середине или в конце? Дети определяют и располагают фишку в той клеточке, где она слышится. колодец Воспитатель выполняет на доске, и устраивает «Ловушку» (располагает фишки заведомо неправильно в словах) Затем воспитатель спрашивает у детей, правильно ли он расположил фишки. Если нет, то исправьте. Дети ищут ошибки. Исправляют. Звуковой анализ. А теперь посмотрите на следующую картинку. (ЦВЕТОК) Давайте посчитаем сколько звуков в этом слове? (6 звуков, а слогов – дети определяют слоги хлопками в ладоши – цве-ток) Воспитатель вызывает одного из детей к доске, остальные выполняют за рабочими столами ЦВЕТОК - [Ц] — согласный, твердый, глухой, каким цветом фишка [В] — согласный, мягкий, звонкий, синяяфишка [И] (Е) — слышится и, а пишется е: гласный, [Т] — согласный, твердый, глухой, [О] — гласный [К] — согласный, твердый, глухой. Закрепление Игра: «Измени слово так, чтобы появился звук Ц. Например: лук-луковица, МЕДВЕДЬ-МЕДВЕДИЦА, ПЛАТЬЕ-ПЛАТЬИЦЕ, ОКНО-ОКОНЦЕ, ВОЛК-ВОЛЧИЦА, ДКРЕВО-ДЕРЕВЦЕ, МАСЛО-МАСЛИЦЕ, БЛЮДО-БЛЮДЦЕ, ЗЕРКАЛО-ЗЕРКАЛЬЦЕ, ТЕЛО-ТЕЛЬЦЕ, БОЛОТО-БОЛТЦЕ, ДЕЛО-ДЕЛЬЦЕ, МЫЛО-МЫЛЬЦЕ. Итог занятия. Где мы сегодня побывали? (В Северной Америке) У кого в гостях? (У индейцев) С каким звуком познакомились? [Ц] Что мы о нём узнали? (что он — согласный, глухой, твердый) С какой буквой познакомились? (с буквой — Ц).
|