Обучение грамоте | |||
Автор: Крюкова Екатерина Васильевна | |||
08.08.2015 09:49 | |||
Конспект непосредственно-коррекционной образовательной деятельности по формированию лексико — грамматических представлений в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Космическое путешествие к Лунтику» Автор: Крюкова Екатерина Васильевна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБДОУ №11 г. Салавата. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан. В 2013-2014 учебном году одной из задач нашего ДОУ является создание оптимальных условий для развития грамматического строя речи, потенциала дошкольников посредством грамотного построения целостного педагогического процесса в ДОУ, формирование у детей нравственных начал и приобщения к общечеловеческим ценностям. Что же такое Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая система – это умение владеть приемами словоизменения и словообразования, а синтаксическая система — умение составлять предложения, грамматически верно сочетать слова в предложении. Для реализации этой задачи в своей группе мы провели занятие на тему: "Космическое путешествие к Лунтику". Занятие предназначено для детей в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, длительность занятия 25 минут, с использованием ИКТ. Задачи: Коррекционно — образовательные: Закреплять представления о космосе, космонавтах; расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос»; совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов-антонимов и определений); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Коррекционно — развивающие: Развивать координацию речи с движением, творческое воображение; слуховое внимание; артикуляционную и мелкую моторику; зрительный гнозис и конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Коррекционно — воспитательные: Воспитывать инициативность, самостоятельность, доброжелательность, ответственность, навыки сотрудничества на занятии. Оборудование: разрезные картинки — «ракета», «космонавт», «спутник», «Земля», «Луна», индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики, салфетки, предметные картинки для игры «Что возьмем с собой?», силуэт ракеты, компьютер, заставка на компьютере картинки Лунтика (героя детского мультфильма) Лунтика озвучивает воспитатель, слайды по теме «Космос», «космическая» мелодия, шесть картинок с изображением звездного неба, цветные карандаши, рация, угощение «звезда» по количеству детей. Словарная работа: «скафандр». Предварительная работа: рассматривание слайдов с изображением звездного неба, млечного пути; образование однокоренных слов к слову «звезда», разучивание физминутки «Будем космонавтами», пальчиковой гимнастики «Космонавт», работа с разрезными картинками по теме, отгадывание загадок. Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети с учителем логопедом подходят к столу, на котором лежат разрезные картинки. Учитель-логопед: Дети, проходите за столы, там лежат картинки – они рассыпались, попробуйте их собрать и рассказать, что же у вас получилось. Игра «Собери картинку» (Дети собирают картинки.) Учитель-логопед: Что у вас получилось? Ответы детей: Космонавт, ракета, спутник, Земля, Луна. Учитель-логопед: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Дети: О космосе. Учитель-логопед: Я хочу поздравить вас с наступающим праздником – Днем космонавтики, который отмечается 12 апреля. Дети, а кто летает в космос? Дети: Космонавты. Учитель-логопед: Кто был первым космонавтом? Дети: Первым космонавтом был Юрий Гагарин. Учитель-логопед: Как вы думаете, что нужно, чтобы стать космонавтом? Дети: Хорошо учиться, много читать, делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, … Учитель-логопед: А вы знаете, сегодня утром нам пришло письмо, наш хороший знакомый Лунтик, пишет, что очень скучает и приглашает нас в гости. Ну, что полетим к нему? Дети: Да. Учитель-логопед: А где живет наш друг? Дети: На Луне. Учитель-логопед: Но нам нужно подготовиться для полета, ведь перед вылетом космонавты очень много тренируются. Сделаем вместе зарядку, становитесь по порядку, начинаем мы зарядку. Дети за учителем – логопедом проходят и строятся в круг. 2. Физминутка «Будем космонавтами» Вот выходит на парад (маршируют) Наш космический отряд. Руки в стороны – к плечам, (ноги вместе, руки к плечам, в Дружно мы покажем вам. стороны, к плечам) И наклоны выполняем, (ноги на ширине плеч, руки на Наклоняемся вперед. поясе, наклоны вперед) Приседаем и встаём (присесть, руки вперед, встать - И ничуть не устаём. руки на пояс) Раз – прыжок, два – прыжок, (прыжки на месте) Ножку ставим на носок. (тянем носок) И опять шагаем – руки поднимаем. (шагаем, поднимаем руки) Учитель-логопед: Сами мы подготовились, а теперь потренируем наш язычок, что бы он помог нам красиво выговаривать слова, когда мы отправимся в космос. 3. Артикуляционная гимнастика Улыбка Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Трубочка Вытягивание губ вперед длинной трубочкой (зубы сомкнуты). Часики • улыбнуться, открыть рот
Качели • улыбнуться
Учитель-логопед: Молодцы! Отлично у вас получается! 4. Игра «Что возьмем с собой?» Учитель-логопед: Но чтобы отправиться в космос нам необходимо собрать вещи. Что необходимо взять с собой в полет? (Предлагаем детям подойти к следующему столу на котором лежат картинки – рация, аптечка, инструменты, питание в тюбиках и консервы, скафандр, стул, мягкие игрушки. Дети выбирают картинку и объясняют, для чего этот предмет нужен.) 5. Упражнение на дыхание Учитель-логопед: Я буду командиром космического корабля, а вы мой экипаж. Итак, экипаж занять места в ракете. (Дети к «Ракете» и занимают свои места.) Учитель-логопед: Внимание, приготовиться к полету, пристегнуть ремни. Дети, а центр управления полетом не выпускает нас, нужно еще проверить ваши легкие перед стартом. Подышим, повторяем за мной. Вдох – выдох – вдыхаем через нос – выдох через рот … Итак, включить приборы, начинаем отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! (Гасится свет, на экране загораются слайды. Учитель-логопед рассказывает про космос, обращая внимание на слайды, звучит тихая космическая музыка.) Учитель-логопед: Мы уже в космосе, посмотрите, как красиво. А вот мы летим над Землей. Скажите, ребята, какая она? Наша Земля? Слайд: вид земли из космоса. Дети: Красивая, голубая, необыкновенная, замечательная. Учитель-логопед: А на что она похожа? Дети: Наша земля похожа на мяч, шарик, яблоко, круглый орешек, колобок… Учитель-логопед: А вот мы уже видим Луну. Внимание, приготовиться к посадке на Луну. Прилетели, выключить приборы. Выходим. Учитель-логопед: (Оглядывается, ищет кого то.) А где же Лунтик, давайте его позовем? Дети: Лунтик, ты где? 6. Отгадывание загадки Лунтик: (Заставка компьютера, голос воспитателя). Здравствуйте, ребята. Спасибо вам, что прилетели ко мне в гости. Я очень люблю загадки, а вы любите? Послушайте и отгадайте: Угли пылают — Что это? (Это звезды). Лунтик: Как вы догадались? Дети: Звезды ярко горят, но днем их не видно. Лунтик: Какие же вы сообразительные! Молодцы! 7. Игра «Семейка слов» Лунтик: Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову звезда. Как можно ласково назвать звезду? Дети: Звездочка. Лунтик: Если на небе много звезд, какое оно? Дети: Звездное. Лунтик: Как можно назвать корабль, который летит к звездам? Дети: Звездолет. Лунтик: Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам? Дети: Звездочет. Лунтик: А как говорят, когда падают звезды? Дети: Звездопад. Лунтик: Ребята, а как называются фигуры, которые образуют яркие звезды? Дети: Созвездие. Лунтик: Великолепно! Вы меня порадовали. Напомните мне, какие у нас получились слова? Дети перечисляют: звездочка, звездочет, звездолет, созвездие, звездное небо, звездопад. Лунтик: Ребята, я часто любуюсь звездным небом, звездами, а иногда даже их фотографирую. Посмотрите, на мои фотографии. (Просмотр слайдов звездного неба). Учитель-логопед: Какие красивые фотографии у тебя получились, Лунтик. Лунтик: Это не просто звезды, если их соединить, то может получиться фигурка. Предлагаю сесть за стол, приготовить карандаши. Учитель-логопед: А чтобы у нас все линии получились ровными и красивыми, сделаем гимнастику для пальчиков. 8. Пальчиковая гимнастика «Космонавт» В темном небе звезды светят (поочередное соединение большого Космонавт летит в ракете пальца с мизинцем, безымянным, День летит, два летит средним и указательным пальцем на ударные И на землю не глядит. слоги) 9. Игра «Чего не стало?» Учитель-логопед: Вот так Лунтик, какие замечательные фотографии сделал. Соедините все яркие звезды и тогда увидим, что получится. - Юля, что у тебя на фотографии? Юля: У меня получилась ракета. Учитель-логопед: Варя, закрой ладошкой ракету. Скажи, чего у тебя не стало? Варя: У меня не стало ракеты. Учитель-логопед: Ребята, закройте ладошками свои ракеты. Чего у вас не стало? Дети: У нас нет ракет. (Раздаётся сигнал по рации) Учитель-логопед: Нас вызывает Земля. Земля, Земля, вас поняли, возвращаемся домой. Нам пора возвращаться домой, но ты не грусти мы обязательно к тебе прилетим, или ты к нам прилетай в гости. Правда, ребята? Лунтик: Спасибо, за приглашение. До свидания! (Прощаемся с Лунтиком, садимся в «Ракету» на стульчики, предлагаю пристегнуть ремни, включить приборы) Учитель-логопед: Внимание! Начинаем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, Пуск! (Звучит музыка.) Учитель-логопед: Наш космический полет окончен. Вот мы и дома! 10. Игра «Скажи наоборот». (Логопед предлагает детям пройти на ковер и встать в круг) Учитель-логопед: В солнечный день очень светло, а в космосе...
- Летом на солнце очень жарко, а в космосе...
- На Земле люди совершают движения быстро, а в космосе...
- На Земле работать легко, а в космосе...
Молодцы. 11. Итог занятия. Учитель-логопед: Понравилось вам путешествие? Что запомнилось? Ответы детей. Учитель-логопед: Дети, вы знаете — есть такая примета: если увидишь падающую звезду, и загадаешь желание, то оно обязательно сбудется. Однажды я попала под настоящий звездопад, решила собрать звезды в коробочку и поделиться со своими друзьями, ведь всегда очень важно делиться чем-то радостным, хорошим, добрым. И сегодня я хочу подарить каждому по одной звезде, когда вы загадаете желание, а потом съедите ее, то желание обязательно сбудется. Используемая литература:
|