Пермякова Светлана Сергеевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 82 комбинированного вида» Должность – учитель-логопед г.Каменск – Уральский Свердловской обл Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема. Дифференциация звуков «В» - «Ф». Задачи.1. Учить детей различать звуки «в» - «ф» на материале слогов, слов, предложений. Закреплять умение делать слого - звуковой анализ слов. 2.Развивать фонематический слух, внимание, память. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ,интонационную выразительность речи. 3.Воспитыватьу детей самоконтроль за речью, аккуратность при работе в тетради.
Скачать конспект
Оборудование: сказочный герой Старичок Звуковичок, куклы или картинки детей Вани и Фани, конверт с заданиями, схема для звукового анализа, схемы артикуляции звуков «в», «ф», предметные картинки, в названии которых есть изучаемые звуки, тетради, простые и цветные карандаши. Ход занятия. 1. Орг.момент. Игра «Скажи наоборот» -Сядет тот, кто правильно заменит в слоге твёрдый звук на мягкий и назовёт тот слог, который получится. ва-…вя фа-…фя фо-…фё во-…вё ву-…вю фу-…фю 2. Сообщение темы занятия. -Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать два звука. Они очень похожи, и нам с вами надо постараться найти, в чём их отличие и выполнить задания, которые принёс вам старичок Звуковичок. Но сначала надо узнать, что же это за звуки. -Кто в лесу зимой холодной Бродит очень злой, голодный? (Волк) -Выделите в этом слове первый звук. («в») -Груша, яблоко и слива на ветвях висят красиво. Все в саду растут продукты. Назовём их с вами … (фрукты). - Выделите в этом слове первый звук. («ф») -Сегодня мы и будем работать со звуками «в»-«ф». 3.Повторение пройденного. -Пожалуйста, дайте характеристику звука «в». (Согласный, твёрдый, звонкий.) Дети дают характеристику с опорой на схему звукового анализа и артикуляционную схему. -Теперь надо дать характеристику звуку «ф». (Согласный, твёрдый, глухой). -В чём сходство этих двух звуков при произношении? (Дети сравнивают по схеме: губы слегка округлены, верхние зубы прижаты к нижней губе, язык лежит спокойно.) -Давайте найдём, в чём же тогда отличие? ( У «в»-голосовые складки сомкнуты, дрожат, получается голос, значит звук звонкий. У «ф»- складки разомкнуты, воздух проходит свободно, голоса нет, только шум. Значит, звук глухой.) - Мы всегда должны помнить об этом отличии и не путать два звука. 4.Изучение нового материала. Старичок Звуковичок приготовил для вас разные задания. Давайте попробуем их выполнить. Дифференциация звуков в слогах. 1)Игра «Скажи наоборот». Ва-…фа, ву-…фу, во-…фо, вы-…фы, ифа-…ива, офы-…овы,… 2) «Говори – не торопись, да смотри –не ошибись» (Повторить слоговые ряды.) Ва-ва-фа фу-ву-ву фы-вы-фы во-фо-во 3)»Закончи чистоговорку». ВА- ВА- ВА- на суку сидит …(сова). ФА- ФА- ФА- у Вовы новая …(софа). ОВУ- ОВУ –ОВУ- я дою…( корову). УФ- УФ- УФ- Сяду я на… (пуф). ИВЫ- ИВЫ- ИВЫ- в саду поспели…( сливы). АФЫ- АФЫ- АФЫ- в Африке живут…( жирафы). Дифференциация звуков в словах. 1)- Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «в». -Звонок, сова, фонарь, воробей. - Послушать ряд слов, повторить то, в котором нет звука «ф». Фокус, слива, факел, лифт. 2)-Звуковичок привёл к нам в гости брата с сестрой Ваню и Фаню. У них день рождения, им все дарят подарки. Мы тоже будем дарить , но надо быть очень внимательными: у Вани в названии подарка должен быть звук «в», а у Фани – «ф». (Дети берут одну из карточек, перевёрнутых картинкой вниз, чётко называют предмет, определяют наличие в его названии звука «в» или «ф» и «дарят подарок». Физминутка. Вот, ребята, вам зарядка. Выполняйте по порядку. Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели-встали, сели-встали. Вы, надеюсь, не устали? Надо вам свободней встать И спокойнее дышать.
Дифференциация звуков в предложениях. 1)-Ване и Фане подарили много подарков. Звуковичок предлагает вам придумать предложения о том, что будут делать дети со своими подарками. (Фаня надевает сарафан. Ваня играет экскаватором. И т.д.) 2)-Ваня осенью собирается в школу. Давайте, послушаем о нём стихотворение и выберем из него слова, в которых есть звуки «в» и «ф». Форма новая у Вани И фуражка в самый раз. Нынче Ваню все соседи Провожают в первый класс. Заучивание стихотворения, произнесение его по фразам с разной интонацией ( «по секрету», с вопросительной, с радостной и т.д.) - Ваня, как все ученики, будет писать в тетрадях. У нас тоже есть тетради. Давайте в тетрадях сделаем схемы тех слов, которые помогли нам в начале занятия узнать, с какими звуками будем работать. Попробуйте вспомнить, о ком и о чём мы отгадывали загадки. (Волк, фрукты) Проводится слого – звуковой анализ слов, в тетрадях рисуются схемы. 5. Подведение итога занятия и оценка работы детей. -У Звуковичка закончились все задания, а наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать? В чём их сходство? В чём их отличие? Что понравилось на занятии? Какие задания показались трудными?
|