Цель: Развитие познавательного интереса через приобщение к русской народной культуре. Задачи: 1.Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству. 2. Развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок. 3. Совершенствовать речь детей, развивать мышление.
Предварительная работа: чтение сказок «Мороз Иванович», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Снегурочка»; обучение детей приему игры «Лошадка» на деревянных ложках; инсценирование эпизодов из сказок, русской народной песни «Как на тоненький ледок»; разучивание стихов, загадок; проведение экспериментов с водой, снегом, льдом, магнитом; изготовление родителями «соляных веточек» для дальнейшего их использования вместе с детьми в домашних условиях; замораживание воды в тазу; изготовление ледышек разной формы.
Атрибуты: колокольчик, сундучок, бирюльки (маленькие игрушки, пуговицы, ленточки и т.д.), блюдо и яблоко из папье-маше (один магнит прикрепляется к яблоку, а второй передвигается с тыльной стороны блюда), «соляные веточки», по две деревянные ложки на каждого ребенка, ширма для кукольного театра, куклы бибабо – лиса, волк; таз, маленькие отвертки, два ведерка, подушка-перина, полиэтиленовый нагрудник с замороженными цветными ледышками, горка, снежки, свечка, спички, металлическая ложка, настоящий снежок.
Воспитатель звенит колокольчиком. Воспитатель: Тише, тише, тишина, приходит к детям старина. Старина-старинушка вместе с русской зимушкой. Звучит русская народная мелодия. Входит Сказительница (второй воспитатель). Сказительница: Здравствуйте, ребятишки, девчушки и мальчишки! Хожу я по белу свету, сказки сказываю, да уму разуму у добрых людей учусь. Вот я к вам пришла. Любите вы сказки слушать? Дети: Да! Сказительница: Ну что ж, сундучок мой вам загадки загадает, кто смышленый разгадает. Достает сундучок, дети подходят, вынимают различные бирюльки загадывают загадки. Дети: Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал, Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз.) Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)
Бел, как мел, С неба прилетел: Зиму пролежал, В землю убежал. (Снег.) Сказительница: О каком времени года загадал загадки волшебный сундучок? Дети: О зиме. Сказительница: Вот и сказки у нас сегодня будут зимние, студеные. Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжлива была, все кутила, все мела – примораживала, сказки детушкам-ребятушкам рассказывала. Сказительница достает «серебряное блюдечко и наливное яблочко», держит атрибут вертикально. С помощью магнитов передвигает яблочко по блюду. Сказительница: Катись, катись яблочко – по серебряному блюдечку. Покажи нам сказку, да не простую, а зимнюю. Яблочко прикатилось прямо в зимний лес. Воспитатель: Дети, возьмите «соляные веточки» и мы с вами изобразим сказочный зимний лес. Дети берут «соляные веточки» и под музыку исполняют творческую импровизацию «Зимний лес». Сказительница: Прислушайтесь, слышится стук копыт. Сказительница напевает, наигрывая на деревянных ложках прием игры «Лошадка»: «Слышен, слышен стук копыт, по лесочку конь бежит». Воспитатель предлагает детям взять деревянные ложки и изобразить стук копыт. Сказительница: Да это же старик везет на санях мерзлую рыбу. Лиса увидела рыбку, хочет поживиться. Решила мужика обмануть. Да и обманула. Потом перетаскала всю рыбу к себе в нору, села у норы и рыбку кушает. На ширме кукольного театра появляется Лиса, она кушает рыбку. Бежит Волк. Волк: Здравствуй, сестрица! Что кушаешь? Лиса: Рыбку. Здравствуй, братец! Волк: Дай мне хоть одну. Лиса: Налови сам да и кушай. Волк: Я не умею. Лиса: Эка невидаль. Ведь я же наловила. Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала и велика». Рыба к тебе сама на хвост прицепится. Да смотри, сиди подольше, а то не выловишь. Воспитатель выставляет таз с замороженной водой. Воспитатель: И у нас появился ледок. Пока волк бежит на речку, мы исполним песенку «Как на тоненький ледок». Дети инсценируют русскую народную песню «Как на тоненький ледок». Воспитатель: Дети, представьте, что волк прибежал на замерзшую речку. Что нужно сделать, чтобы наловить рыбу? Дети отвечают, что необходимо сделать прорубь. Сказительница: Что ж, теперь волк столько рыбы наловит… Нет? Чем сказка-то закончилась? Дети рассказывают. Сказительница предлагает ребенку «покатать» яблочко по серебряному блюдечку, приговаривая слова: «Катись, катись яблочко – по серебряному блюдечку. Покажи нам сказку, да не простую, а зимнюю». Сказительница: Жили-были на свете две девицы: Радивица и Ленивица. Радивица рано утром проснется, воды нанесет, печку затопит, пирогов напечет, о бабушке позаботится. А Ленивица? Почему ее так назвали, доскажите? Дети рассказывают. Сказительница: А помните, как они у Мороза Ивановича оказались? Правильно, ведерко упало в колодец. И очутились девицы по очереди у Мороза Ивановича в гостях. Радивицу он одарил златом и серебром за доброту и умение. А вот Ленивицу… Выходят Ленивица и Мороз Иванович (дети исполняют роли): Мороз Иванович: А ты, девица, воды наноси, вот ведерки стоят. Ленивица: А у нас дома сестрица воду носила. Мороз Иванович: Тогда, девица, печку затопи, пирогов напеки. Ленивица: А у нас дома сестрица печку топила, тесто месила, пироги пекла. Мороз Иванович: Ну тогда перину мою взбей непростую, а снежную. Как взобьешь, полетят на землю снежинки-пушинки. Ленивица: Перина-то тяжелая, я ее не подниму. И без снежинок обойдемся. Давай скорее золото и серебро. Мороз Иванович: Ну что ж, девица-красавица, вот тебе подарок от Мороза Ивановича за усердие и доброту. Мороз Иванович дарит Ленивице ожерелье (замороженные цветные ледышки прикреплены на нитку и запрятаны в полиэтиленовый нагрудник). Сказительница: А в это время на землю ледененье пришло, снег заледенило, лед на речке вымело. Ребят в санки усадило, с горки покатило. Под русскую народную мелодию дети импровизируют катание на санках и игру в снежки. Воспитатель: А вот и наша Ленивица вернулась. Ленивица: Посмотрите, какое ожерелье мне подарил Мороз Иванович. А я ничего не делала. Воспитатель: А где же у тебя ожерелье? Ребята, что случилось с ним? Дети отвечают, что это были цветные ледышки, которые от тепла растаяли. Воспитатель: Вот так, Ленивица, по заслугам и награда. Сказительница: Уж ты, зимушка-зима, зима вьюжлива была, все кутила, все мела – примораживала. Дети: Зима студеная, снега глубокие, снега глубокие, насты высокие. Полно зимушке зимовати, пора матушке-весне наступати. Сказительница: Ребятушки, а какую сказку вы знаете, которая зимой начинается, а весной заканчивается? Дети: «Снегурочка». Сказительница: А помните, как Снегурочка растаяла? Дети рассказывают. Воспитатель: Ребята, мы попробуем создать такую же ситуацию, как в сказке. Зажженная свечка – это костер, снежок – это Снегурочка. Если проводить снежком (положить в ложку) по горячему пламени, что будет происходить? Дети отвечают. Сказительница: Вот так и Снегурочка. Прыгнула над огнем и растаяла, обратилась в белое облачко. Поднялось облачко высоко и пропало в небе. Сказительница: Вот и наша зимняя сказка подошла к концу. Хорошо было с вами, интересно, познавательно. Пойду дальше по белому свету сказки сказывать, уму разуму учиться. До свидания! Дети прощаются. Сказительница уходит. (Дети вместе с воспитателем в группе повторяют опыты, а на прогулке можно создать красивую клумбу из цветных ледышек, соорудить снежные постройки в виде сказочного дворца Мороза Ивановича).
|