Фольклор как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников. Культура, история, язык, как факторы нравственно-эстетического воспитания ребенка, играют огромную роль в становлении духовно развитой личности, совершенствовании чувств, восприятии явлений жизни и природы, через призму человеческих отношений. Погружение в культуру народов родного края позволяет ребенку почувствовать и понять не только отличительные особенности национальных культур народов, окружающих его, но и некоторые механизмы их взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния.
В ходе приобщения к искусству и культуре, дошкольник, наряду с близкими, национальными, усваивает и общечеловеческие нравственно-эстетические ценности. Через приобщение к искусству формируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к самостоятельному освоению художественных ценностей культур разных народов, тем выше эстетическое сознание личности, тем шире сфера эстетических потребностей. Следует помнить, что древние обычаи, традиции, такие, как почитание родителей, старших, помощь женщинам и престарелым, защита обездоленных – всегда были определяющими в воспитании детей разных народов. Это тот цементирующий материал, на котором держалась всякая национальная культура, шло духовное единение людей. В родном языке, в соблюдении обычаев и традиций человек черпал силу, находил красоту. Вот почему именно в усилении нравственных основ национальной культуры мы сегодня видим важный фактор воспитания человека, возрождения его духовности и культуры. Огромную роль в решении задач как эстетического, так и социального воспитания детей, играет приобщение их к основе культуры родного народа – фольклору. Понятие фольклора разнопланово – это прежде всего литературное наследие русского и мордовского народов – сказки, сказания, предания, потешки, загадки, пословицы и поговорки, игры. Но есть еще один пласт народной культуры, прикосновение к которому вызывает особо теплые чувства в душе каждого ребенка – это фольклор музыкальный. Каждый из нас слышал в детстве колыбельные песни, неважно на каком языке они пелись. Мордовское устное народное творчество богато колыбельными. В них отражены народная мудрость, внушаемая через напев и слово красоты, уважения к труду. Вчитаемся в слова мордовской колыбельной песни: Баю, баю, моя доченька, Дольше спит – побольше вырастет. Доченька моя, яркие узоры вышивающая, Длинные нити прядущая, Белые холсты ткущая. Перед нами пример органической взаимосвязи музыкальных возможностей мордовского языка с нравственным содержанием, заложенным в тексте. Приобщая детей к мордовской национальной культуре, искусству, мы знакомим детей с такими произведениями этого жанра, как «Тю-тю, балю…» Л.П. Кирюкова, «У-тю, балю, балине…», «Ай, баю, баю тейтернем», «Мады, мады, иднязе» - народными колыбельными в обработке Н.И. Бояркина. На протяжении 33 лет занимаясь изучением и обобщением мордовской музыкальной культуры, изучая обрядовые песни, народные мелодии я научилась отбирать яркие, интересные, легко запоминающиеся произведения. В своей работе по региональному компоненту интересным был так же опыт интеграции музыкального и художественного творчества. Под впечатлением таких музыкальных народных и авторских произведений, как «Луганяса келуня» (на лугу березка), «Кштема» (танец), «Од цера» (идет парень), «Тундонь чи» (весенний день), «Селёка» (селезень), «Вай, Ванине, Ванине», «Раужо баран» (черный баран), «Чинь жарамо» (подсолнух) дети рисовали картины, где отразилась красота родного края, самобытность национального мордовского костюма, любовь к родной природе. По итогам оформляются выставки, а затем детские рисунки бережно хранятся в альбоме, приобщаются к педагогическому опыту детского сада. Наш детский сад многонационален. Проводя в начале учебного года социологический опрос, мы выявили национальный контингент детей, посещающих ДОУ. Русские – 69% Мордва – 23% Татары – 7% Другие национальности – 1% Поэтому я поставила перед собой задачу продолжать работать в направлении поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, для этого в течение года, вместе с детьми и взрослыми (педагогами ДОУ и родителями, провожу недели татарской, русской, мордовской музыкальной культуры. В течение этих недель продолжаю расширять и закреплять знания детей о народных обрядах, традициях, национальных костюмах. На праздниках в ДОУ звучат песни и стихотворения на мордовском, русском и татарском языках. Вместе с родителями проводим народные праздники: "Масленица", "Праздник зимы", Считаю, что фольклор, особенно музыкальный, одно из основных средств поликультурного воспитания детей, так как он понятен малышам, доступен, и, самое главное, вызывает в ребенке яркие эмоции, эстетические чувства, исподволь приобщает к национальной культуре. Игнорирование всего этого бесценного национального богатства, его забвение, ведет к утрате самобытных народных корней, общечеловеческих ценностей. Отчужденный от собственных истоков человек, обречен на духовное вымирание.
|