Маленькие дети очень восприимчивы к слову, всё быстро запоминают и воспроизводят: у них активно «работает» непроизвольная память, т. е. они запоминают всё буквально, даже не желая того. Овладение речью в возрасте 3-4 лет имеет ключевое значение: именно этот период наиболее благоприятен к её усвоению. Дети осваивают родной язык, подражая разговорной речи взрослых. К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотёк. Современный ребёнок мало времени проводит в обществе взрослых (всё больше за компьютером или у телевизора), редко слышит сказки и рассказы из уст родителей и воспитателей. Поэтому появляются следующие проблемы: 1. Речь ребёнка состоит из простых, нераспространённых предложений. Он не умеет грамотно их строить. На вопросы отвечает односложно (да, нет, хорошо, плохо). 2. Недостаточный словарный запас, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета. 3. Ребёнок использует в своей речи сленговые слова, рекламные клише (результат просмотров телевизионных передач, рекламных роликов), нелитературные слова и выражения. 4. Не может правильно, грамотно сформулировать свой вопрос.
5. Неспособен построить монолог, например, рассказ на предложенную тему, не может пересказать короткий текст своими словами. 6. Не желает и не может объяснить свою точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест. 7. У ребёнка отсутствует культура речи: не умеет использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция. Многих трудностей можно избежать, если постоянно (систематически) заниматься развитием речи ребёнка. Особое место здесь занимает использование художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д. * Чтение (или пение) колыбельных песен и потешек. Читайте малышу, начиная с раннего возраста, потешки, колыбельные, прибаутки; при этом следите за чёткостью произношения, интонацией, эмоциональностью. Выразительно спойте или прочитайте колыбельную песню. Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Прилетели гуленьки, сели возле люленьки. Стали люленьку качать. Стали малышку усыплять. Баю, баю, баиньки, Прилетели галоньки. Прилетели галоньки, Сели у качалоньки. Стали галки напевать И качалоньку качать. В первый раз выразительно прочитайте ребёнку колыбельную, сопровождая текст движениями. При повторном чтении попросите ребёнка повторять за вами все движения. А затем, постепенно, выучите с ним колыбельную. Выучив текст песни, ребёнок сможет ответить на следующие вопросы: * Кто такие гуленьки? * Что они делают возле люленьки малыша? * Кто такие галоньки? * Что они делают возле качалоньки малыша? Выразительно прочитайте потешку «Я по лесу зелёному бреду». Я по лесу зелёному бреду, Я грибочки в кузовок соберу, Я в осиннике рыжики соберу, По берёзничку – берёзовики, По сосновым пням – опёночки, А под ёлкой – белый гриб-боровик.
После многократного повторения потешки можно задать ребёнку следующие вопросы: * По какому лесу бредёт герой произведения? * Куда он собирает грибочки? * Где растут рыжики? * Где собирает герой произведения берёзовики? Как по-другому называются такие грибы? * Где растут опёночки? * Где можно найти в лесу гриб-боровик? Какого цвета у него ножка? * Знакомство с пословицами, поговорками, скороговорками. Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд всё в порядке. Произнесите скороговорки, отчётливо выделяя повторяющийся звук. Шила в мешке не утаишь. Ошибся что ушибся. Где щи – тут и нас ищи. У осы не усы, не усищи, а усики. Учите ребёнка проговаривать скороговорки. Попросите нарисовать предметы, о которых в них говорится. Задавайте наводящие вопросы: «Что ты нарисовал? Как этот предмет отличается от другого? Какой он? Почему?» * Знакомство со считалочками. Считалка является малым жанром детского фольклора. Особые способы рифмовки и частое использование в играх делают считалки незаменимыми для развития речи. Прочитайте наизусть считалку: Лиса по лесу ходила, Громким голосом вопила. Лиса лычки драла, Лиса лапти плела – Кто лапти найдёт, Тот водить пойдёт. После того, как ребёнок запомнит считалку, предложите ему ответить на вопросы: * Где ходила лиса? * Каким голосом она вопила? * Что такое лычки? * Что такое лапти? * Из какого материала лиса плела лапти? * Использование загадок в развитии речи. В загадках в сжатой форме описываются наиболее яркие признаки предметов и явлений, поэтому их отгадывание формирует способность к анализу, обобщению, умение выделять характерные признаки предмета. Некоторые загадки обогащают словарь детей. Хожу-брожу не по лесам, А по усам и волосам, И зубы у меня длинней, Чем у волков и медведей. (Расчёска, гребень)
Сидит дед, во сто шуб одет, Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Это что таково: в землю вросло, Сверху толсто, снизу востро, собой красно.
(Свёкла)
Маленький, серенький По дорожке прыг, прыг, А носиком тык, тык.
(Заяц)
Воспитатель первой категории: Михелева Надежда
|