Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям» |
Фольклор | |||
Автор: Шевчук Надежда Николаевна | |||
28.08.2016 08:33 | |||
Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям» Шевчук Надежда Николаевна, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №16 «Березка», Музыкальный руководитель, Д. Зарудня Коломенского муниципального района Московской области Содержание Глава 1. Теоретические основы формирования нравственно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
1. 1 Формирование нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников. 1. 2 Роль народной культуры и фольклорных традиций в формировании нравственно — патриотических чувств у старших дошкольников. Глава 2. Практика работы с детьми. 2. 1 Диагностика уровня сформированности нравственных качеств старших дошкольников посредством ознакомления их с историей и культурой русского народа. 2. 2 Методика формирования нравственно — патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством народной культуры и фольклорных традиций. 3. Библиографический список. Глава 1. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ нравственного поведения и здорового образа жизни. 1. 1 Дошкольная педагогика и психология делает выводы о том, что к старшему дошкольному возрасту появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с принципиально новым типом отношений ребенка к окружающему миру. Преобладание тематики, связанной с изображением человека в творчестве дошкольника, свидетельствует о преимущественной ориентации его на социальное окружение. Тем самым создается широкая основа для формирования первичных форм социально значимых ценностей и нравственных критериев. Ценностные ориентации формируются в общении со взрослыми, в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения. Усвоение нравственных ценностей представляет собой процесс образования в сознании ребенка их структуры, включающей следующие три элемента в их взаимосвязи: 1)все более глубокое понимание нравственного смысла поступков, 2) их оценочную сторону и 3)эмоциональное к ним отношение. В общении со взрослым ребенок усваивает моральные понятия вначале в форме категории, постепенно уточняя и наполняя их конкретным содержанием. Усвоение нравственных понятий и представлений в их первичной форме создает возможность более глубокого проникновения в мир взрослых и способствует переходу ребенка на новый уровень развития. Его поступки, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками носят уже не непосредственно эмоциональный характер, а начинают опосредоваться и регулироваться моральными нормами. Старший дошкольник 6–7 лет способен сам применять нравственные оценки и пользоваться общими критериями «хорошо — плохо», по которым он осуществляет размежевание социально полезных и отрицательных поступков других людей и своих собственных. Личность складывается в процессе реального взаимодействия ребенка с миром, включая социальное окружение, и путем усвоения им норм и нравственных критериев, регулирующих его поведение. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этически ценные способы общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, формирования у детей чувства патриотизма – любви к родному краю, родной стране, привязанности, преданности и ответственности по отношению к людям, окружающим ребенка и живущим рядом с ним. Следовательно, основным содержанием работы по воспитанию чувства патриотизма является изучение истории, культуры своей страны, «малой Родины», а также сохранению культурного наследия своего региона. Таким образом, необходимо сделать выводы: 1)социально-нравственное развитие дошкольника предполагает широкое задействование возрастных, индивидуальных и личностных качеств ребенка. В связи с этим педагогическая деятельность рассматривается как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и содружества; 2) общение ребенка со взрослыми и сверстниками и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, основа формирования его самосознания, чувства патриотизма. 1. 2 Определяя роль народной культуры и фольклорных традиций в нравственно — патриотическом воспитании старших дошкольников, важно озвучить точку зрения великих педагогов: «Трудно предвидеть, каков будет человек через 1000 лет, но отнимите у современного человека этот медленно и трудно нажитой скарб обрядов, обычаев, всяких условностей – и он растеряется, утратит свое житейское уменье, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принужден все начинать сызнова». Ключевский В.О. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа» (Зеньковский В.В.) «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» Сухомлинский В.А. По единодушному мнению педагогов-классиков, музыкальный фольклор является совершенным средством художественно-эстетического и нравственного воспитания детей. Использование его в работе с дошкольниками способствует формированию в ребенке нравственных качеств, как любовь к Родине, народу, обычаям и традициям своего края, чувству патриотизма. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции показаны так ярко, что по ним можно восстановить прошлое отдельных времен и народов. Произведения народного искусства отшлифовались веками, отбрасывая ненужное и устаревшее, создавая новое. Поэтому важными особенностями фольклора является совершенство формы и яркость средств музыкальной выразительности. Фольклор – коллективное художественное народное искусство и творчество, где народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. В фольклоре, сложившемся в ходе общественной трудовой практики, воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир нравственных образов. Впитавшее в себя многовековой опыт народных масс, фольклор отличается глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого обобщения. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора возникают в сложном диалектическом единстве индивидуального (хотя, как правило, анонимного) творчества и коллективного художественного сознания. Народный коллектив веками отбирает, совершенствует и обогащает найденные отдельными мастерами решения. Преемственность, устойчивость художественных традиций (в рамках которых, в свою очередь, проявляется личное творчество) сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение, в свою очередь, может быть созданием вариантов, обогащающих традицию; важен также теснейший контакт исполнителей с воспринимающими искусство людьми, которые сами могут выступать как участники творческого процесса. Народная музыка — музыкальный фольклор — вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передаётся благодаря исполнительским традициям. Его основу составляет музыка крестьянства, это песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальские песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни) и т.п.. Детский фольклор формируется под воздействием множества факторов. Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия. Именно от педагога и сформированной им развивающей фольклорной среды зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде, воспитают в нем нравственное начало, привьют любовь к родному краю и желание сделать его более красивым и успешным. Глава 2.Практика работы с детьми. 2. 1 Учитывая то, что все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, я как педагог-музыкант, стараюсь в своей работе использовать как можно больше фольклорных произведений во всех разделах музыкального воспитания и видах деятельности детей. Посредством народной музыки знакомлю их с жизнью и бытом русского народа, с лучшими образцами народного музыкального творчества. «Каравай», «Горелки», «Теремок» – лучшие игровые песни, «Земелющка-чернозем», «Во поле береза стояла», «Калина» – старые обрядовые хороводы. Тематика игр, песен, хороводов очень разнообразная, как разнообразен и характер самой музыки. Знакомя детей с веселой плясовой мелодией, предлагаю такие, как «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Из-под дуба» и т.д. Спокойным характером отмечены такие народные песни, как «Возле речки», «По улице мостовой», «Прялица». Под русские народные мелодии детям хочется не только подвигаться, но и показать движение красиво, эмоционально, таким образом атмосфера увлеченности народными песнями, играми создает условия для зарождения в душе ребенка любви к народному искусству, для проявления у детей творческого начала, воспитывает у дошкольников нравственные начала, способствует приобретению первого социального опыта. Учитывая то, что основным видом деятельности дошкольника является игра, что именно через нее он познает мир, я стараюсь с помощью фольклора обогатить детские игры новым содержанием. Здесь на помощь приходят игры со словом. Народ – мудрый и добрый учитель, создал множество приговорок, потешек, прибауток, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений, в приятной для ребенка форме обучить его тому или иному навыку, воспитать в нем трудолюбие и доброту, привить любовь к ближнему, ко всему живому, научиться видеть красоту в окружающем мире. Поэтому в работе с детьми я стараюсь использовать игры со словом на сельскую тематику. «Скок-скок-поскок», «Трактора», «Барашеньки-крутороженьки» – эти игры вызывают особый интерес у детей. Они очень ритмичны и оригинальны в текстовом плане. Получая жизнь на музыкальных занятиях, игры со словом затем находят свое применение на вечерах развлечений, при постановке календарно-обрядовых праздников, в повседневной жизни детского сада, в быту. Естественным продолжением моей работы с народным творчеством является самостоятельная деятельность детей в свободное от занятий время, для успешного прохождения которой вместе с воспитателями мы оборудовали педагогически – развивающую среду, где ребята с удовольствием поют задушевные русские народные песни, водят самостоятельно хороводы, играют и забавляются. Выполняя требования примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2015 года, которая дает целевые ориентиры в воспитании старших дошкольников, а именно: 1)Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; 2) Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения…имеет представления о важнейших исторических событиях; а также для оценки индивидуального развития, повышения эффективности своих педагогических действий и более целесообразного планирования, я использую педагогическую диагностику. Проводя ее в ходе наблюдений за активностью детей в самостоятельной и специально организованной деятельности, в специальную карту наблюдений детского развития заношу данные по каждому ребенку, что позволяет видеть индивидуальную динамику и его перспективы развития. Эта методика разработана и предложена для практики методистом дошкольного музыкального воспитания С.И. Мерзляковой. 2. 2 Известное высказывание В.А. Сухомлинского говорит, что «самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетья…» Понимая огромное значение фольклора и пропагандируя в жизни детского сада народное творчество, я пытаюсь в сегодняшнее время снова возродить традиции русской деревни, дать второе рождение календарно-обрядовым праздникам, обычаям, обрядам. Для планомерной, наиболее углубленной работы я адаптировала парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева, а также разработала перспективное планирование занятий на весь учебный год. Приведу пример нескольких тем:
Объясняю детям, что наши далекие предки жили по природному календарю земледельца, который вырабатывался веками и передавался из поколения в поколение. С принятием в 10 веке на Руси христианства вошел в употребление церковный месяцеслов. Единый календарь, которого на Руси ранее не было, объединил людей, внес порядок в общественную жизнь. Многие церковные праздники приурочены к народным: Рождество и Крещение совпали с Новогодними Святками, Троица — с Зелеными Святками и т.д. Таким образом, в результате наложения христианского календаря на календарь народный древние праздники, обычаи и обряды не исчезли, они продолжали жить, потому что были накрепко связаны с сельским укладом. С ранних лет крестьянские дети знали, как тяжело достается людям хлеб, помогали взрослым в полевых работах: пахать и сеять, косить и жать, убирать урожай. Помогали и по дому: ухаживали за скотиной, нянчили младших братьев и сестер. Мальчики с малолетства обучались мужским ремеслам, плотницкому и столярному делу, а девочки осваивали женские работы: прядение, шитье, вышивание, ткачество. Дети вместе с родителями ходили в храм, знали все главные православные праздники. Христианские заповеди становились с детства нормой поведения. Увидев в этих традициях основу для нравственно — патриотического воспитания современных дошкольников, в своей работе я стала более подробно знакомить детей с различными событиями в жизни сельской православной общины. Ребята с удовольствием участвуют во всех календарных праздниках и обрядах: на Святках дети кликают коляду, славят Рождество, потом встречают «широкую гостью Масленицу», закликают весну с жаворонками, на Троицу завивают березку. Весь народный календарь пересыпан ребячьими песенками, обрядовыми играми и забавами. Традиции всегда переходили из поколения в поколение, от подраставших к младшим. Это дает возможность воспитывать у дошкольников чувство любви и уважения к человеку-труженику, к родной природе, к деревне. Важно и то, что произведения детского фольклора открывают целый мир яркого поэтического творчества, который учит ребят видеть и понимать красоту, окружающую их. В последнее время все чаще в педагогике встает вопрос: что такое «патриотизм». Как развить нравственное начало и патриотические чувства у подрастающего поколения? Как воспитать человека-гражданина? Совершенно ясно, что самой главной конечной целью воспитания является развитие нравственных качеств личности ребенка, формирование у него социально-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа. Важную роль в решении этих задач играет народное творчество, родная культура, которая должна стать неотъемлемой частью души ребенка, тем самым началом, которое порождает личность. Идеал русского человека, особенно его быта и духовного мира, воссоздают произведения фольклора, основной чертой которого является теснейшая связь с окружающей жизнью. Совершенство формы, яркость средств музыкальной выразительности позволяют привлечь внимание ребенка к народным творениям, а от них перейти к воссозданию жизни русского народа, его обычаев, традиций, преломленных во времени. Разрабатывая перспективное планирование музыкальных занятий, я стараюсь вводить в детский репертуар наиболее яркие, образные и разнообразные по содержанию фольклорные произведения, те, которые оживляли, заинтересовывали детей, побуждали их к творческой деятельности. Мое желание придать знакомым явлениям яркость, чувственность, новизну достигается именно с помощью различных жанров и направлений фольклора, что в свою очередь создает у ребенка более целостное восприятие мира, обращает его к глубинным истокам человеческого бытия, а значит, и к культурному наследию. Именно эта философская связь помогает развить у ребенка чувство цельности, гармонии, красоты, а следовательно, углубить его морально-нравственный облик. Итак, приобщение к фольклорному музыкальному наследию и традициям детей старшего дошкольного возраста влечет за собой появление у ребенка желания не только создать свой положительный музыкальный образ, но и воспитывает в нем лучшие человеческие качества. 3. Библиографический список.
|