Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль словесных игр с использованием устного народного творчества в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста.
Фольклор
Автор: Фролова Наталья Николаевна   
20.12.2024 12:38

Роль словесных игр с использованием устного народного творчества в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста.Роль словесных игр с использованием устного народного творчества в формировании межличностных отношений детей дошкольного возраста.

В современном мире, когда родители обременены массой социальных проблем и всё меньше и меньше уделяют своим детям внимания, всё большее значение приобретает работа воспитателя в плане ознакомления ребёнка с окружающим, развитие его речи, особенно в первые два года пребывания ребёнка в детском саду.

В программе развития и воспитания детей в детском салу, принятой министерством образования, предусматривается знакомство детей с фольклором русского народа, других стран. Планируя работу по ознакомлению с художественной литературой, развлечения и праздники, совместную деятельность детей, опираюсь на соответствующие разделы программы ФОП. Однако предлагаемый перечень произведений народного творчества считаю возможным расширить за счёт внутренних ресурсов. А именно; вместо того, чтобы коллективно заучить одну потешку или считалку и т.д.; каждому ребёнку в соответствии его индивидуальными возможностями подбираю соответствующее по объёму и сложности произведение народного творчества. Затем оно разучивается также индивидуально с каждым в свободное время и даётся домой родителям для закрепления. Чтобы произведение работало по назначению, прежде всего, необходимо его закрепить и научить ребёнка им пользоваться. Для этого были разработаны ряд простых, не требующих дополнительной атрибутики и других затрат игр.

 

Начала со считалок.

Считалки были подобраны для каждого ребёнка в отдельности. Слова разучивались во время прогулок (летнее время) с каждым отдельно (3-5 повторений). Затем были розданы родителям для закрепления вечером дома, которые не успели запомнить её в детском саду. На следующий день предложили детям игру " Моя считалка".

Правила: в кружок встают до 5-6 ребят. Начинает воспитатель со "своей" считалки. На кого выпадает водить, тот считает детей "свой" считалкой и т.д. На практике оказалось, что детям игра очень понравилась, и каждый с удовольствием ждал своей очереди, чтобы вновь и вновь посчитать. Возможно, успех был подпитан личным участием воспитателя и его эмоциональным настроем.

Цель игры: закрепить знание народной считалки развивать память, речь; воспитывать выдержку детей, терпеливо дожидаясь своей очереди, умение проговаривать считалку в определённом ритме, сопровождая её движением руки в том же ритме.

Результат: дети (кто раньше, кто позже, в зависимости от своих способностей) научились использовать считалку в играх, выбирая водящего (иногда прибегая к помощи воспитателя как консультанта), при решении различных спорных вопросов, связанных с очерёдностью (например, кто первый будет качаться на качели, кто за ним и т.д.). Дети стали более доброжелательными друг к другу, поскольку научились решать спорные проблемы нейтральными методами.

После освоения считалок перешла к колыбельным. Принцип тот же:

  1. колыбельная подбиралась для каждого ребёнка по его желанию и возможностям.
  2. разучивается индивидуально с каждым, даётся для закрепления домой.

На этом этапе было предложено родителям вспомнить колыбельные песни, которые пела их мама. Многие уже забыли. но вопрос "поёте ли вы колыбельную песню на ночь своему ребёнку?", большинство ответило отрицательно: "А зачем?" С такими родителями была проведена беседа на тему "Значение колыбельной песни для эмоционального спокойствия ребёнка, снятия им накопившихся за день стрессов2 Было предложено заучить выбранную их ребёнком песню и петь её на ночь, а потом поделиться своими впечатлениями. Некоторые родители так и сделали, и были потрясены реакцией детей. Дети были рады общению с родителями, восприняли это как проявление ласки и внимание, любви к себе, стали быстрее засыпать, лучше слушаться родителей.

Игра. "Моя колыбельная"

Правила: участвуют 5 детей. Атрибут- кукла. Первое время напивает воспитатель, по мере освоения игры дети могут договариваться сами, кто начнёт первым.

Например: воспитатель держит куклу, читает считалку::

"Раз, два, три, четыре, пять

мы собрались поиграть

к нам сорока прилетела

и тебе водить велела".

: Выбор пал на Машу, кукла передаётся ей. Маша поёт свою колыбельную, дети ей помогают:

Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок.

Уже поздно сынок, ложись на бочок,

Баю-бай засыпай.

Затем Маша считает детей "своей " считалкой;

Летела птичка через сад

Уронила виноград

Кто его поднимает

Тот из кона выбывает.

Выбор падает на Веру, она поёт "свою" колыбельную песню с куклой в руках;

Баю, баю, баиньки

Я скатаю Валенке

Я скатаю валенки

Невелики, немаленьки.

Затем Вера считает "свою" считалку;

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой могучий,

Через тучи скачет он

Кто не верит- выйди вон!

Передаёт куклу выбранному считалкой ребёнку. игра продолжается по той же схеме, возможно два повтора каждым.

Далее считаю возможным игру прекратить, чтобы не произошло эмоционального перенасыщения и игра не надоела детям.

Цель: закрепить знания народной считалки, колыбельной песни. Развивать память, речь. Воспитывать выдержку детей, терпеливо дожидаться своей очереди. Умение проговаривать считалку в определённом ритме, сопровождая её движением руки, в том же ритме Учить петь колыбельную песню, наполняя её нежностью, эмоциональностью.

Дополнительная мотивация; перед разучиванием колыбельных песен целесообразно прочитать детям одну из русских народных сказок, в которой героиня убаюкивает своего преследователя колыбельной песенкой и в результате этого удаётся освободиться, вернуться к своим близким.

Результат: дети закрепляют навык использования считалок в игровой деятельности. тренируются петь колыбельные песни. Приобретают уверенность в их использовании; уходят стеснение перед своими сверстниками. Особенно было приятно, когда Серёжа стал петь колыбельную, исполняя роль отца в сюжетно — ролевой игре "Семья".

Аналогично можно проводить словесные игры "Моя потешка", "Моя пословица", "Моя примета", (об осени, зиме, лете, весне) и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год