Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской» |
Фольклор | |||
Автор: Филимонова Валентина Юрьевна | |||
04.10.2024 08:01 | |||
Открытое занятие в подготовительной группе «Саратовская гармоника — народный символ земли саратовской» Цель: сформировать представление о Саратовская гармонике – уникальной ценности культурного наследия Саратовской области. Задачи:
Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, картинки с музыкальными инструментами, дидактическая игра- пазлы «Памятные места Саратова», презентация «Саратовская гармоника», фломастеры, цветные карандаши, шаблоны гармошки, запись звучания саратовской гармошки, песня «Валенки» в исполнении Л. Руслановой. Предварительная работа: беседа «Достопримечательности города Саратова», словарная работа, чтение и заучивание стихотворений о гармошке, проведение виртуальных экскурсий по городу, разучивание танца «Валенки».
Ход занятия: Все дети входят в зал. (Дети стоят) Воспитатель: Добрый день! Ребята сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся! (дети здороваются) Воспитатель: Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Я вижу, кто улыбается, у того хорошее настроение. А чтоб оно было у всех замечательным, я предлагаю всем встать в круги передавать как эстафету наше настроение друг другу рукопожатием. Начинает воспитатель: «Я передаю вам своё настроение, и оно идёт от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и снова возвращается ко мне. Я чувствую, что настроение у всех стало замечательным, так как каждый из вас добавил частичку своего настроения. Пусть же это хорошее настроение останется с вами на протяжении всего дня». Дети присаживаются на стульчики. Воспитатель: Давайте все вместе повторим правила, которые мы должны соблюдать на занятиях. Все дети: С добрым утром, начат день, Первым делом – гоним лень, На уроке не зевать, красиво, чётко отвечать! Внимательно слушать, другим не мешать Когда тебя спросят, тогда отвечать. Воспитатель: Мне хотелось бы, чтобы вы получили от нашей встречи массуположительных эмоций. - Ребята, вы любите слушать музыку? Ответы детей С незапамятных времен и до сегодняшнего дня человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою особую окраску звучания. - Знаете ли вы названия музыкальных инструментов? Ответы детей Сейчас мы это и проверим. Я буду загадывать вам загадки про музыкальные инструменты, а вы должны будите их отгадать. (Загадывание загадки и показ картинок) Воспитатель: — Молодцы. Все музыкальные инструменты вы назвали правильно! Среди ваших ответов прозвучало название того музыкального инструмента, которому мы посвятим нашу встречу, а какому, вы узнаете из загадки: Вруки ты её возьмёшь, То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет — только тронь. Как зовут её? (Гармонь.) Сегодня мы с вами познакомимся с одним из символов родного края- это Саратовская гармошка. СЛАЙД 1. «Саратовская гармоника- народный символ земли саратовской» СЛАЙД 2. Саратовская гармошка – самобытный народный инструмент, который изготавливался в середине 19 века гармонными мастерами только в Саратове и Саратовской губернии. За небольшие размеры, по сравнению с другими инструментами, её часто называли уменьшительно – гармоника. СЛАЙД 3. Главное её отличие – колокольчики, они придают гармошке необычный тембр звучания, который и прославил её на всю Россию и сделал её самой узнаваемой. Воспитатель: Давайте послушаем как звучит саратовская гармошка. (Включаем звучание саратовской гармошки) Воспитатель: А звук у гармошки правда не простой, что вы слышите? Дети: Колокольчики звенят. ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 4. Отличным мастером, много сделавшим для формирования музыкальных и внешних качеств саратовской гармоники, был Николай Геннадьевич Корелин (1851-1918 гг.). Ему и обязана своим названием саратовская гармоника. Его величали «Страдивари саратовскойгармоники». Примерно с 1870 года на Никольской улице (ныне улица Радищева) появляется гармонная мастерская Н. Г. Корелина, которая выделялась из всех фабрик и заводов своим уникальным производством. СЛАЙД 5. Какие только гармошки там не придумывали мастера! Гармонь-сапог придумал саратовский гармонный мастер Андрей Сидорович Комаров, в память о своём отце-сапожнике. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стих про гармошку. Реб 1: Если в руки я возьму гармошку И сыграю если я на ней, Сразу настроенье станет лучше Сразу станет всем нам веселей. Реб 2: Колокольчики ударят звонко, Звонко переборы зазвучат. Вширь меха гармошки развернутся, Увлекая в пляс парней, девчат. Реб 3: Рад тому, что город есть Саратов, Что стоит на волжском берегу. Без него задорную гармошку Я себе представить не могу. Реб 4: Музыкальных много инструментов, Но скажу вам, честно говоря, То, что из Саратова гармошка По России славится не зря! СЛАЙД 6. Ребята, а ведь гармонь звучала не только на праздничных гуляниях. Она сопровождала человека и в тяжелые минуты. Где только не побывала за свою богатую событиями жизнь неутомимая гармонь. Была она и на войне. В суровые годы Великой Отечественной войны предписывалось в каждой роте иметь саратовскую гармонику. Ведь именно гармошка скрашивала фронтовые будни бойцов, поднимала им настроение, вселяла веру в победу. Ребята, а как называют музыканта, который играет на гармони? (Ответы детей) СЛАЙД 7. Под аккомпанемент саратовской гармоники выступала с концертами на фронтах Великой Отечественной Войны наша землячка великая русская певица Лидия Андреевна Русланова. Лидия Андреевна с самых первых дней войны была в составе фронтовых бригад. 2 мая 1945 года на ступеньках поверженного Рейхстага она пела под изготовленную М. Д. Корелиным саратовскую гармонь, для победителей свои знаменитые «Валенки». Воспитатель: А сейчас мы послушаем «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой, а наши девочки станцуют. (танец «Валенки») СЛАЙД 8. В апреле 2018 г. в Саратове состоялось открытие памятника Лидии Руслановой. Памятник представляет собой однофигурную композицию певицы, которая стоит в характерной позе — в момент исполнения народной песни. Воспитатель: Ребята, кто узнал место, где установлен этот памятник? (Ответы детей) СЛАЙД 9. В нашем городе был цех Саратовской фабрики музыкальных инструментов. Но., фабрики той нет уж и следа. В 2005 году производство было закрыто. Последним мастером, который делал Саратовские гармони, был Пётр Фёдорович Текучев. СЛАЙД 10. В саратовском колледже им. Гагарина в 2013 году был открыт первый негосударственный музей саратовской гармошки. Экспозиция раскрывает историю создания инструмента. Среди экспонатов книги об истории инструмента, виниловые пластинки с записями мелодий и, конечно же, саратовские гармошки с колокольчиками. СЛАЙД 11. Ребята, посмотрите внимательно…видели ли вы этот памятник? Где он находится? 12 сентября 2009 года в самом центре Саратова, на проспекте Кирова (проспект Столыпина) был установлен памятник Саратовской гармонике. Памятник сам по себе является музыкальным. Из скрытых динамиков два раза в день — в 12 часов дня и в 6 часов вечера разносится мелодия гармони. Воспитатель: Мы с вами просмотрели некоторые памятники, а сейчас я предлагаю поиграть в дидактическую игру- пазлы «Памятные места Саратова». Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать мастерами, которые разукрашивают гармошки. (дети раскрашивают). Во время работы следить за осанкой. Пальчиковая гимнастика: «ГАРМОШКА». (И. Лопухина) Посмотри: моя ладошка, (положить руки на стол, ладонями вниз) Как весёлая гармошка! Пальчики я раздвигаю, (развести пальцы «веером», а затем А потом опять сдвигаю. сдвинуть обратно) Раз, два, три, раз, два, три, (кисти сжаты в кулачки, сводить вместе и Я играю, посмотри! разводить в стороны) Я ладошки раздвигаю, (соединять одноимённые пальчики) Я на кнопки нажимаю! Раз, два, три, раз, два, три, Я играю, посмотри! Физминутка для осанки: Мы осанку исправляем, Спинки дружно прогибаем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. Воспитатель: Ребята, давайте ваши работы развесим на доску, чтоб наши гости и вы смогли ими полюбоваться. Итог занятия: - о каких музыкальных инструментах мы сегодня говорили? - что нового вы узнали о них? - про какие памятники вы сегодня узнали? - как называют людей, которые играют на гармони? - о чем вы расскажете дома своим родным? Может быть у кого-нибудь дома есть гармонь? Узнайте об этом у своих родителей, бабушек и дедушек. Спросите, может кто-либо из них ещё и играл на гармони, да и про нашу гармонь им расскажите. Воспитатель: «Гармонь — не просто ящик музыкальный, Она — хранительница русской старины, Народной мудрости источник уникальный, Культурное наследие страны! Своя, саратовская, русская, народная, Гармонь тревожит сердце благородное, И музыкой волнующей, особенной, Вновь наши души связывает с Родиной!» Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу! Спасибо всем за внимание!
|