Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью фольклорных игр.
Фольклор
Автор: Журавлева Елена Васильевна   
27.09.2024 22:33

Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью фольклорных игр.Развитие речи у детей дошкольного возраста с помощью фольклорных игр.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад комбинированного вида № 12 г. Лениногорска” муниципального образования “Лениногорский муниципальный район” Республики Татарстан

Журавлева Е.В., первая квалификационная категория

«Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра …» справедливо замечает Л.Н. Павлова.

Малые формы фольклора всегда широко применялись в работе ДОУ с целью развития речи дошкольников.

Актуальность:

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

Проблема, связанная с развитием речи детей особо остро встала в последнее время. Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

 

Скачать конспект

Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Культура речи детей напрямую зависит от культуры и содержания речи взрослых – родителей и педагогов! Жаль, что не все и не всегда могут обеспечить малышам необходимый уровень общения.

Использование малых средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.

В своей работе используем фольклорные игры

(попевки, прибаутки, потешки, загадки, инсценировка небольших произведений, театр «Би-ба-бо»).

Мы используем нетрадиционные музыкальные инструменты.

«Фольклорные произведения – это удивительные ожидание радости, ожидание добра … справедливо замечает Л.Н. Павлова.

В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Знакомство с ними обогащает речь, активизирует познавательное и умственное развитие, расширяет словарный запас, развивает звукопроизношение, играет неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.

«Как у бабушки Наташи»

Дети держат за концы воображаемый платочек, надетый на голову, говорят шепеляво, по-старушечьи.

Ели вкусную мы кашу. Соединяют ладони перед собой – делают «тарелку», показывая ее всем, стоящим справа и слева.

Каша пшенная с дымком, Над раскрытой ладонью левой руки – «тарелка»; указательным пальцем правой руки рисуют воображаемый дымок, идущий от горячей каши и поднимающийся вверх, поэтому текст произносят нараспев.

Каша пшенная с дымком, Повторяют те же движения, но

с правой рукой – «тарелка», с левой – «дымок».

С хлебом, Выставляют правую руку перед грудью, локоть в сторону, внутреннюю сторону ладони вниз – «ломоть хлеба».

С маслом, Левую ладонь кладут на правую сверху — «слой масла».

С молоком. Соединяют запястья, кончики пальцев рук и поднятые вверх большие пальцы рук — «кружка».

Взяли мы большие ложки, Сжимают кулаки, большие пальцы поднимают вверх и разводят в стороны — две «ложки».

Съели все до самой Попеременно то правой, то левой «ложкой»

Едят

крошки! «кашу», поднося «ложки» ко рту.

Вот какая каша Снова делают «тарелку» и показывают ее всем, стоящим справа и слева.

У бабушки Наташи! Снова берутся за воображаемые концы платочка, говорят по-старушечьи.

Особое место в работе мы отводим потешкам и прибауткам, играя на музыкальных игрушках из бросового материала дети очень радуются.

Фольклор является благодатной почвой для формирования элементов национального самосознания у детей уже в дошкольном возрасте. Он обладает высоким общеразвивающим, образовательным и воспитательным потенциалом. развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Кроме того, использование фольклора, проведение игр-забав на его основе вызывает у детей радостное оживление, расширяет поводы для возникновения у них эмоционального положительного состояния, обогащает речь.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.

Использование фольклорных игр влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

Использование фольклора особенно актуально при наличии богатого культурного наследия, связанного с истоками, которые необходимо сохранить. Участие ребенка в фольклоре позволяет превратить его в участника, сопереживателя.

Детский фольклор — это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приrоворки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества.

В музыкальном сопровождении детям легче имитировать движение рук с песней. Например:

“Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку,

А для милой мамочки

Испеку два пряничка…” (импровизация таких игр нравится детям).

торчат, может забодать ребят ( «Бодают» друг друга).

Цап-царап

Музыка С. Гаврилова, слова Р. Алдонина

У котёнка лапки (Гладят поочередно каждую ручку)

Мягкие подушки А внутри- царапки, (Шевелят пальчиками)

Острые игрушки

Цап, цап, цап-царап (Поочередно руками «царапают» перед собой)

Острые игрушки

Учит сына кошка: (Пальчиком «грозят»)

Не зевай, сынишка!

Где шуршит немножко, (Ладони лежат на коленях. Пальцы рук

Там, наверно, мышка! Согнуты, приподняты, шевелят ими).

Вот как пальчики гуляют

Слова Г.Вихаревой, обработка мелодии Раухвергера

Вот как пальчики гуляют, (По раскрытой ладошке «шагают»

Пальчик, пальчик догоняет. указательный и средний пальчики).

Будут пальчики гулять,

По ладошечке шагать!

Проигрыш (темп быстрый) (Пальчики «бегут»)

Пальчики теперь попляшут, (Подняв обе ладошки на уровень глаз

Веселее пусть попляшут быстро перебирают пальчиками «пляшут»)

Будут пальчики плясать,

Ну, а после отдыхать (Положить ладошки на колени)

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год