Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»
Авторы проекта:
- Бунькова Т.А
- Холодова Т.В
Краткая аннотация проекта:
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание детей любой возрастной категории в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.
Тип проекта:
По продолжительности: долгосрочный
По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.
В проекте решается проблема сохранения и изучения культурно — исторического наследия дошкольниками, гражданско-патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в мини-музее «Русская изба».
Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.
Цель и задачи проекта
Цель: Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел и календарных праздников.
Задачи:
- Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
- Познакомить детей и родителей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.
- Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам старины.
- Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
- Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.
- Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.
Обоснование актуальности проекта
Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012), разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2025 годы.
Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы.,
Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.
С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.
Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».
Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.
В МАДОУ «Радость» д/с № 188 был создан мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного укладажизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.
Мини-музей расположен в группе, благодаря этому воспитатели группы в любое время могут проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.
Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.
Основные направления работы по проекту:
- Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
- Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.
- Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.
- Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Используемые методы:
Наглядный метод использовался во время:
- чтения педагогом рассказов, сказок;
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- моделирования сказок;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтение стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагогов, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями;
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовать продуктивную деятельность;
- провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;
Реализация проекта осуществлялось поэтапно.
I. Подготовительный, исследовательский этап:
Задачи:
- Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
- Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.
- Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего с мини-музеем «Русская изба»
II. Основной этап
Задачи:
- определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами
родителями;
- способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию
- повышение уровня педагогической культуры родителей
- развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ
- популяризация ДОУ
- реализация плана проекта.
1. Участие в проекте педагогов и родителей
- Деятельность в соответствии с тематическим планированием
- Обсуждение плана реализации проекта с родителями
- Формирование у педагогов и родителей знаний, компетенций по организации музейной и краеведческой работы
- Создание развивающей предметно-пространственной среды
- Разработка и проведение НОД по плану
- Поисковая деятельность детей и взрослых. Пополнять музей новыми экспонатами.
Создание каталога экспонатов русской избы.
- Наглядная информация в родительских уголках, на стендах
- Коррекция плана мероприятий в соответствии с потенциальными возможностями родителей и детей.
2. Участие в проекте детей, педагогов и родителей
- Совместная деятельность педагогов и детей (беседы, НОД, игры, продуктивная деятельность, посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с укладом жизни и народным творчеством людей в старину)
- Организация для детей экскурсий в музеи
- Организация и проведение совместных праздников, акций, конкурсов.
- Осенние посиделки в русской избе
- Фольклорные развлечения: «Кузьминки», «Капустные посиделки»
- Изготовление макетов, альбомов, рисунков.
- Детско-родительские проекты по темам:
- «Русские народные игры»;
- «Устное народное творчество»;
- «Народная игрушка, народные праздники»
- Выставки, презентации проектов, фото презентации
- Участие в районных и городских конкурсах
III. Заключительный этап
Задачи:
- Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:
- Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.
- Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.
Конечные результаты деятельности
В результате реализации проекта:
- в дошкольном учреждении была разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны
- были реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой
- повысилась компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями
- качественно реализовывается часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Дети:
- получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве
- познакомились со старинными предметами домашнего обихода
- обогатился словарный запас названиями предметов русского быта
- дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции
Педагоги:
- пополнили каталог предметов народного быта музея «Русская изба»
- мини-музей «Русская изба» активно использовался для занятий по краеведению в ДОУ
- повысился профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания
- воспитатели приобрели знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.
Родители:
- принимали активное участие в совместных мероприятиях по краеведению
- повысилась эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.
Работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и вактивном привлечении к этой работе семьей воспитанников.
|