Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»
Фольклор
Автор: Холодова Татьяна Викторовна Бунькова Татьяна Александровна   
26.08.2024 19:18

Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»Инновационный проект «РУССКАЯ ИЗБА»

Авторы проекта:

  • Бунькова Т.А
  • Холодова Т.В

Краткая аннотация проекта:

Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание детей любой возрастной категории в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и представляет собой методический материал по приобщению детей к истокам Родины и родного края, к истинно человеческим ценностям, культуре, истории, искусству, на формирование эмоционально-ценного отношения к объектам социальной действительности.

 

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный

По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.

Цель проекта – разработка и внедрение в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края.

В проекте решается проблема сохранения и изучения культурно — исторического наследия дошкольниками, гражданско-патриотического воспитания через организацию образовательно-воспитательного процесса в мини-музее «Русская изба».

Реализация проекта осуществляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги ДОУ. По каждому направлению определены задачи способствующие достижения общей цели.

Цель и задачи проекта

Цель: Изучение истории русского быта, устройства крестьянской избы, народных традиций, фольклора, ремесел и календарных праздников.

Задачи:

  1. Повышать профессиональный уровень и творческую активность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию детей в ДОУ.
  2. Познакомить детей и родителей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством на основе мини-музея в ДОУ.
  3. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением: печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб. Прививать интерес к предметам старины.
  4. Создать каталог старинных предметов, имеющихся в наличии в ДОУ.
  5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
  6. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.
  7. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в совместных со взрослыми народных праздниках, играх.
  8. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.
  9. Воспитывать гражданско-патриотические чувства детей и родителей через совместную познавательную и творческую деятельность по краеведению.

Обоснование актуальности проекта

Одна из главных задач современного дошкольного образовательного учреждения – формирование у детей устойчивых нравственных норм и привычек, патриотических чувств на основе заинтересованного, уважительного отношения к культуре родного края. Она рассматривается в качестве важнейшего целевого ориентира государственной образовательной политики, что нашло отражение в ряде стратегически значимых государственных документов последнего времени. Особую актуальность приобретает принятие законопроекта «О патриотическом воспитании граждан РФ» (март 2012), разработанного в рамках программы патриотического воспитания на 2010-2025 годы.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы.,

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит.

С раннего детства ребёнок нуждается в образах, звуках, красках всё это в изобилии несёт в себе быт русского народа. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Предназначение данного проекта не только в том, чтобы дать ребенку представление об истории и культуре русского народа. Он должен способствовать самообразованию педагогов, родителей и быть стимулом к взаимодействию взрослых и детей, давая возможность совершать совместные открытия в деле познания родного края.

В МАДОУ «Радость» д/с № 188 был создан мини-музей «Русская изба». В нем имеются оригинальные предметы старинного укладажизни русских крестьян: чугунок, ухват, прялки, чугунные утюги, кухонная утварь, коромысло, ступы, самотканые текстильные изделия, предметы одежды.

Мини-музей расположен в группе, благодаря этому воспитатели группы в любое время могут проводить занятия, экскурсии, тематические посиделки.

Большинство экспонатов находятся в зоне доступа детей, все можно рассмотреть и изучить тактильно.

Основные направления работы по проекту:

  1. Изучение инновационных подходов в работе по данному направлению, обобщение имеющегося опыта ДОУ.
  2. Проведение мониторинговых исследований для выявления представлений детей о жизни и быте русского народа в старину; компетентности родителей (законных представителей) в области краеведения.
  3. Формирование электронного банка методических разработок, справочных и наглядных материалов.
  4. Проектирование образовательного процесса на основе интеграции содержания образовательных областей, детских видов деятельности и вовлечения родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс дошкольного учреждения.

Используемые методы:

Наглядный метод использовался во время:

  • чтения педагогом рассказов, сказок;
  • рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  • проведения дидактических игр;
  • моделирования сказок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтения литературных произведений воспитателем;
  • чтение стихотворений детьми, воспитателем;
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагогов, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и др.)
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
  • проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
  • чтения литературных произведений родителями;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организовать продуктивную деятельность;
  • провести игры (дидактические, малоподвижные, строительные, подвижные, инсценировки и др.);
  • сшить кукол к сказкам;
  • организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
  • изготовить с детьми наглядные пособия для занятий;

Реализация проекта осуществлялось поэтапно.

I. Подготовительный, исследовательский этап:

Задачи:

  1. Разработать методы диагностики детей старшего возраста с целью выявления уровней сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно-прикладного творчества, умение ориентироваться в них и применять в своей деятельности.
  2. Разработать опросные листы (анкеты) для родителей и педагогов ДОУ с целью изучения востребованности и актуальности данного проекта.
  3. Разработать перспективный план мероприятий по ознакомлению детей старшего с мини-музеем «Русская изба»

II. Основной этап

Задачи:

  • определение содержания и форм работы с дошкольниками, педагогами

родителями;

  • способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию
  • повышение уровня педагогической культуры родителей
  • развивать у родителей активный интерес к жизни ребёнка в ДОУ
  • популяризация ДОУ
  • реализация плана проекта.

1. Участие в проекте педагогов и родителей

  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием
  • Обсуждение плана реализации проекта с родителями
  • Формирование у педагогов и родителей знаний, компетенций по организации музейной и краеведческой работы
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды
  • Разработка и проведение НОД по плану
  • Поисковая деятельность детей и взрослых. Пополнять музей новыми экспонатами.

Создание каталога экспонатов русской избы.

  • Наглядная информация в родительских уголках, на стендах
  • Коррекция плана мероприятий в соответствии с потенциальными возможностями родителей и детей.

2. Участие в проекте детей, педагогов и родителей

  • Совместная деятельность педагогов и детей (беседы, НОД, игры, продуктивная деятельность, посещение мини-музея «Русская изба», знакомство с укладом жизни и народным творчеством людей в старину)
  • Организация для детей экскурсий в музеи
  • Организация и проведение совместных праздников, акций, конкурсов.
  • Осенние посиделки в русской избе
  • Фольклорные развлечения: «Кузьминки», «Капустные посиделки»
  • Изготовление макетов, альбомов, рисунков.
  • Детско-родительские проекты по темам:
  • «Русские народные игры»;
  • «Устное народное творчество»;
  • «Народная игрушка, народные праздники»
  • Выставки, презентации проектов, фото презентации
  • Участие в районных и городских конкурсах

III. Заключительный этап

Задачи:

  1. Подведение и анализ итогов деятельности по разработке и внедрению в образовательную систему дошкольного учреждения комплекса мероприятий, способствующих приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края:
  2. Презентация результатов проекта на заседании педагогического совета.
  3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Конечные результаты деятельности

В результате реализации проекта:

  • в дошкольном учреждении была разработана более эффективная система работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию родного края, страны
  • были реализованы мероприятия по ознакомлению дошкольников русской традиционной культурой
  • повысилась компетентность педагогов в вопросах организации работы в мини-музее «Русская изба» и организации мероприятий по патриотическому воспитанию в работе с дошкольниками и их семьями

- качественно реализовывается часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Дети:

  • получили обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве
  • познакомились со старинными предметами домашнего обихода
  • обогатился словарный запас названиями предметов русского быта
  • дошкольники приобщились к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции

Педагоги:

  • пополнили каталог предметов народного быта музея «Русская изба»
  • мини-музей «Русская изба» активно использовался для занятий по краеведению в ДОУ
  • повысился профессиональный уровень и творческая активность педагогов в реализации задач патриотического воспитания
  • воспитатели приобрели знания и умения по использованию народной педагогики в образовательном процессе с дошкольниками.

Родители:

  • принимали активное участие в совместных мероприятиях по краеведению
  • повысилась эффективность взаимодействия с родителями по личностному развитию детей на основе культурно-исторических ценностей.

Работа по данному направлению будет продолжаться, так как в современных условиях существует потребность в патриотическом воспитании дошкольников и вактивном привлечении к этой работе семьей воспитанников.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год