Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной тряпичной игрушки Коник». |
Фольклор | |||
Автор: Балашова Людмила Анатольевна | |||
07.08.2024 23:40 | |||
Мастер – класс для педагогов «Изготовление народной тряпичной игрушки Коник». Мастер-класс воспитателя Балашовой Л.А МБДОУ 67 «Поляночка» г.Калуги НСП «Журавлёнок» Тема: Использование народной куклы в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно- эстетического воспитания детей через ознакомление с традиционными народными куклами.
Задачи:
Оснащение: наборы для изготовления игрушки (кусочки ткани, нитки, ножницы, прищепки); презентация «Народные куклы»; выставка «Народные куклы». Ход: Необходимым условием построения современной системы художественно-эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные. Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принципы общей дидактики — связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я обратила внимание на приобщение детей к изготовлению русской народной тряпичной куклы. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. В этом главная ценность традиционной народной куклы. Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа. Каждая кукла имела свое значение. Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Обереговые куклы (лихорадки, купавка, пеленашка). Кукла миниатюрная, помещается на ладошке. Обереговая кукла, как и все народные куклы безлика. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла вещь неодушевлённая, а значит недоступная для вселения злых сил. Кукла делалась без использования ножниц и иглы – ткань рвали и скручивали. Эти куклы были призваны защищать и оберегать. Обрядовые — это куклы, которые принимали участие в обрядах, народных праздниках (крупеничка, масленица, коза). С ними ходили по дворам ряженые, колядовали. По завершению обряда их сжигали, разрывали и разбрасывали по полю, топили, хоронили, или отдавали играть детям/ Игровые куклы предназначались для детских забав (зайчик-на-пальчик, столбушка, тульская барыня). Они чаще всего были свёрнутыми. Свёрнутые куклы делались без иголки. На деревянную палочку (ложку) наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали верёвочкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали нарядную одежду. К свёрнутым куклам относятся и куклы – закрутки (туловище – кусок ткани закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Современному ребёнку нужна народная кукла. Главная ценность в том, что ребёнок может сам (под руководством взрослого) её мастерить – кукла становится для ребёнка родной и дорогой, способствует развитию творческих способностей детей. При изготовлении кукол дети получают знания об истории, познают окружающий мир, учатся рукоделию. У детей развивается мелкая моторика, художественный вкус. Сегодня я предлагаю изготовить куклу Коник. Конь – олицетворение мощи и жизненной силы. Конь символизирует интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, быстроту и неутомимость, бесстрашие и воинскую славу. Обладатель оберега Коник был защищён от злоумышленников, был наделён добрым началом, известностью, счастьем. Такие игрушки выставлялись на окна в домах, где рождался мальчик. Традиционную русскую народную игрушку Коник можно сделать из лыка, соломы, пряжи, джутового шпагата или из ткани. Нам понадобятся:
|