Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»
Фольклор
Автор: Ознобихина Галина Зинатовна   
05.05.2024 08:27

Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»Проектная деятельность в старшей группе «Что за чудо – самовар!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 города Сосновый Бор» (МБДОУ «Детский сад № 11»)

Воспитатель: Ознобихина Г.З.

Проектная деятельность в старшей группе на тему: «Что за чудо – самовар!»

Актуальность:

Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.

Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа.

В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Для нас очень важно поддерживать патриотическое воспитание детей. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций.

 

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще — область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта: познавательно — творческий проект

Срок реализации проекта: краткосрочный, две недели.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Цель проекта: Формирование у детей нравственно – патриотических чувств, через ознакомление с историей самовара. Приобщение детей к истокам русской культуры и быта, посредством художественно – эстетического воспитания, развития творческих способностей детей.

Задачи проекта

Образовательные:

Способствовать расширению представлений детей о самоваре, как о предмете

народного быта. Дать представление детям о разных видах самовара.

Развивающие:

Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки

Развивать творческие способности у детей, самостоятельность в создании

задуманного образа.

Воспитательные:

Побудить участников проекта к сохранению традиции семейного чаепития, воспитывать у детей желание быть гостеприимными. Воспитывать интерес к народным традициям к истокам русской культуры и быта.

Задачи для детей:

Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Воспитывать уважение к предметам старины и любовь к родному краю.

Развивать речь детей, используя все виды фольклора: сказки, потешки, песенки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.

Познакомить детей с историей возникновения самовара и его применения.

Задачи для родителей:

Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.

Способствовать установлению и партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Установление дружеских связей с другими родителями, что ведет к объединению по интересам.

Задачи для педагогов:

Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей.

Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.

Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта.

Ожидаемые результаты реализации проекта

У детей сформированы представления о самоваре, истории появления его на Руси. Так же у детей сформированы знания о разных видах самоваров, что они бывают разной величины, формы, электрические, работают на углях, с разными рисунками. Дети знают значение самовара, что он сам варит воду, что первые самовары появились в Туле. У ребят есть знания о значении самовара в жизни русского народа, о традициях чаепития. У детей сформирована любознательность, они интересуются историей и традициями русского народа. У детей и родителей сформирован интерес к истокам русско-народной культуры, быта.

Взаимодействие с родителями:

Консультация «Русский самовар и его история».

Привлечь родителей к созданию выставки «Самовар – символ России»

Консультации:

«Русская народная культура в воспитании дошкольников»,

«Воспитание детей на традициях народной культуры»,

«Воспитание патриотизма у дошкольников через приобщение к русской народной культуре.

Папка-передвижка «Самовар».

Совместно с детьми чтение сказок «Самовар», «Самовар и кофейник».

Совместно с детьми просмотр иллюстраций «Русский самовар».

План реализации проекта

I этап – подготовительный

Перспективное планирование проекта.

Разработка конспектов занятий.

Подбор литературы, иллюстраций, фотографий о самоваре, народных традициях.

Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички).

Подготовка презентаций для родителей и детей.

Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)

Подготовка консультаций для педагогов и родителей, папок-передвижек для родителей.

II этап – основной, практический

Познавательное развитие

Просмотр презентаций: «Знакомство с самоваром», «Тула- город мастеров», «Как растёт чай», «Как делают чай», «Чайные церемонии»;

Просмотр мультфильмов: «Лунтик — «Солёный чай», «Тигрёнок в чайнике», «Пых, пых самовар»;

Рассматривание картин, иллюстраций изображающих чаепитие, русские народные гуляния, разные виды и формы самовара.

Опыты с чаем:

рассматривание разных сортов чая; заваривание чая;

рассматривание цвета заварки после заваривания разных сортов чая, определение чая по вкусу, цвету и запаху;

Беседа «Народные промыслы России»

Речевое развитие

Беседы: «Как мы дома пьём чай», «Как помогаем маме накрыть на стол».

Чтение сказок «Федорино горе», «Муха Цокотуха», «Самовар и кофейник», заучивание потешек, стихотворений.

Чтение сказки М.Горького «Самовар»

Чтение стихотворения Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар»

Разгадывание загадок по теме проекта.

Рассматривание тематического альбома и открыток по теме «Чаепитие

Просмотр мультимедийной презентации «Чаепитие в картинах русских художников».

Артикуляционные игры «Самовар», «Чашечка», Чаепитие».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Чайный сервиз», «Самовар».

Лепка: «Самовар», «Баранки, бараночки…»

Аппликация: «Тульский самовар» (обрывная аппликация).

Раскраска «Самовары бывают разные»

Пластилиновая мозаика «Украсим самовар»

Прослушивание песни «Наш красавец-самовар»

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождение куклы Кати», «Чаепитие у самовара» на празднике.

Дидактическая игра «Где спряталась маленькая матрешка?»

Настольный кукольный театр «Муха-Цокотуха».

Дидактическая игра «Предметы народного промысла»

Разрезные картинки. «Найди отличия»

Дидактические игры и упражнения:

"Принимайся за обед" — закрепление названий и назначений посуды для столовой.

"Угостим гостей чаем" — закрепление названий и названий чайной посуды.

"Угадай предмет по детали"- развитие у детей образного мышления, воображения.

"Четвертый лишний".

Физическое развитие

Пальчиковые игры «Чайничек», «Пирожки», «Идём в гости», «Помощники», «Самовар».

Подвижная игра «Печём блинчики», «Собери шишки»

Дыхательное упражнение «Чайничек».

Физкультминутки: «Посуда», «Чайник», «Пирог», «Чайная ложка».

III этап – заключительный

Презентация проекта «Что за чудо — самовар».

Создание альбома «Русский самовар».

Оформление выставки работ воспитанников.

Создание выставки «Самовар – символ России»

Вывод:

Проект «Что за чудо — самовар» был реализован удачно. Дети активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи, являлись инициаторами игр. Участники проекта многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Во время проекта дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. Результатом стало создание выставки «Самовар – символ России». Все участники проекта проявили интерес к продолжению изучения традиций русского народа.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год