Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

По страницам истории народной игрушки
Фольклор
Автор: Абрамова Наталья Геннадьевна   
26.12.2023 09:40

По страницам истории народной игрушкиПо страницам истории народной игрушки

Тип: Занятие по сообщению новых знаний.

Вид: Тематическое по ознакомлению с окружающим миром

Тема: По страницам истории народной игрушки.

Возрастная группа: подготовительная группа

Программное содержание:

Цель: формирование знаний детей об истории народной игрушки.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать знакомить детей с творением народных рук – народной игрушкой.
  • Показать ее разнообразие через материал, роспись, характер; подвести к пониманию того, что любая игрушка – отражение времени, память о человеке.
  • Дать представление о том, что в разных уголках России живут и трудятся мастера народной игрушки.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к истории и культуре своего народа.
  • Развивать внимание, память, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, любовь к народному творчеству, бережное отношение к изделиям русских мастеров.

Словарная работа: ярмарка, свистулька, силуэт, мастер-умелец, солома и т.д.

Оборудование: ноутбук, мольберт, настенная доска.

Демонстрационный материал: презентация по теме «История народной игрушки», карта России с силуэтами игрушек русских мастеров, цветные силуэты народных игрушек для карты, игрушки — матрешка, иллюстрации с изображением народных игрушек и посуды, дидактическая игра «Сложи целое».

Раздаточный материал: карточки с изображением элементов дымковской, филимоновской и городецкой росписи для игры.

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение и рассматривание иллюстраций к произведениям про народную игрушку.
  2. Экскурсия на выставку Народные промыслы»
  3. Ознакомления с видами народных игрушек.
  4. Рассматривание видов росписей: дымковской, филимоновской и городецкой.
  5. Дидактическая игры: «Сложи целое».
  6. Заучивание Физкультминутка «Хлопают в ладошки».

Индивидуальная работа: работа с картой России (Нахождение Родины каждой народной игрушки), дидактическая игра «Сложи целое».

Структура:

1. Вводная часть:

  • Чтение стихотворения.
  • Беседа по теме.

2. Основная часть:

  • Беседа о нашей стране;
  • Рассматривание карты нашей страны;
  • Просмотр презентации «По страницам истории народной игрушки»;
  • Отгадывание загадок;
  • Игровое задание «Скажи пословицу»;
  • Физкультминутка «Хлопают в ладошки»;
  • Чтение сказки «Про деда Филимона»;
  • Игра «Сложи целое».

3. Заключительная часть:

  • Обобщение воспитателя.

4. Рефлексия:

  • Анализ занятия.

Методические приемы:

Практические: Физкультминутка «Хлопают в ладошки», игровые задани.

Наглядные: показ народных игрушек, рассматривание карты России, рассматривание свистулек, просмотр презентации.

Словесные: Чтение сказки «Про деда Филимона»; отгадывание загадок, беседа по теме об истории народной игрушки, рассказ воспитателя про изготовление матрешки, повторение пословиц,

Организация детей при проведении образовательной деятельности:

Дети сидят полукругом. При выполнении игрового задания «Скажи пословицу», дети встают в круг, затем возвращаются на места. При выполнении Физкультминутки «Хлопают в ладошки» дети встают возле стульчиков;

Ход занятия:

Организационный момент.

На занятии будь старательным.

Будь спокойным и внимательным.

Слушай не перебивая,

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Введение в тему занятия.

Ребята, вы любите игрушки?

А что вы с ними делаете?

А где ваши родители берут игрушки?

А раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов.

Игрушки изготавливали из того, что давала человеку природа: солома, глина, дерево, материя.

Основная часть.

Ребята, как называется страна, в которой мы живем?

Как вы думаете, что это такое?

Да, это карта нашей Родины. Велика Россия наша. И народ, который в нём живет талантлив. О русских мастерах-умельцах на весь мир молва идет.

Русские мастера-умельцы умеют делать своими руками необыкновенно красивую посуду, яркие игрушки, которые очень нравятся людям, вызывают восхищение, радость, желание любоваться ими.

Вот сегодня мы свами отправимся «По страницам истории народной игрушки».

1 Страница

Загадка.

Друг другу улыбаются,

Одна в другую ставятся,

Деревянные, как ложки!

Знаешь, кто это? (Матрешки)

Где же делают такую замечательную матрешку? Подойдите к карте и посмотрит.

Постарайтесь найти на карте силуэт матрешки. (Дети находят).

Недалеко от города Нижний Новгород расположен небольшой городок Семеново, здесь и делают матрешку и называется она семеновской. (Дети крепят на карту цветной силуэт матрешки).

Из чего она сделана?

Кто ее делает?

Как вы думаете, с какой матрешки мастер начинает свою работу? (Предположения детей).

Рассказ воспитателя.

Матрёшек делают из хорошо высушенной долговечной древесины липы и березы. Первой делается маленькая матрёшка. Перед росписью матрёшек грунтуют, после росписи, лакируют. Первым делом разрисовывается лицо игрушки и передник с живописным изображением, и уже потом — сарафан и косынка.

Игровое задание «Скажи пословицу»

Чтобы стать настоящим мастером надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, некоторые вы знаете. Вставайте в круг, передавая матрешку, друг другу, будем говорить пословицу о труде.

У работящего в руках дело огнем горит.

Дело мастера боится.

Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

Делу время, потехе час.

Труд человека кормит, а лень портит.

Глаза страшатся, а руки делают.

От лени-болезни, от труда – здоровье.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Молодцы! Много пословиц назвали, и матрешка оказалась хорошей помощницей.

2 страница

Посмотрите, какие игрушки! (иллюстрации с изображением различных дымковских игрушек).

Игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Это, ребята, дымковские игрушки.

Давайте на карте поищем вот такой силуэт дымковской игрушки и узнаем, где ее делают. (Дети находят силуэт дымковской игрушки и прикрепляют цветной силуэт).

Родина дымковской игрушки, город Киров на реке Вятке. Здесь лепится игрушка из красной глины.

Сделаны из глины

игрушки всем на диво.

Дети в карусели,

На лошадок сели

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный.

У большого индюка.

Все расписаны бока.

Вот вам барыни,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдёте,

Лучше барынь не найдёте.

Для росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного. Элементы узора дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.

Из чего сделаны дымковские игрушки?

Назовите элементы узора?

Физкультминутка

«Хлопают в ладошки»

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево — вправо)

3 страница

Чем здесь порадуют нас мастера.

Красота, да и только!

Может быть, кто-то из вас уже догадался? (Ответы детей). Верно, здесь свистульки разные и у каждой свое название. Давайте их внимательно рассмотрим.

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть – чуть пузатая!

  • Подожди минуточку

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская! (О какой свистульки говорится?)

Это филимоновская свистулька.

Сказка «Про деда Филимона».

Шёл дед по дороге. С горы на гору поднимался, с холма на холм. Шёл, он шёл дремучими лесами, солнышко ярко светило. Жарко стало, а тут и ручеёк. Присел он на камушек, а тут и глина. Повертел он её в руках — получилась птичка, проткнул дырочки, запела птичка. Так с тех пор и повелось «глиняное дело». В деревне Филимоново мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки, свистульки прямо по белой обожжённой глине, причудливыми полосками, точками, кругами, овалами, звездочками, треугольниками. – желтых, красных, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов.

Какие элементы, используются при росписи филимоновской игрушки?

Вот эти свистульки называются городецкими (Показываются городецкие свистульки).

Есть удивительный городок на реке Волга и называется он Городец. (Дети находят силуэт городецкой игрушки и прикрепляют цветной силуэт). В этом городе живут замечательные мастера, которые делают необыкновенно красивую мебель, посуду и вот такие расписные свистульки. Материалом для изделий служит древесина лиственных и хвойных пород.

Игрушки изготавливают на токарных станках, а также с помощью ножей.

Из чего сделаны городецкие свистульки? (Ответы детей).

Верно, из дерева.

Исполнение рисунка цветы, кони, птицы, выполняется масляными красками на цветных фонах жёлтом, зелёном, голубом. При окончательной отделке изделие покрывают лаком.

Назовите элементы узора?

Игра «Сложи целое».

Собрать по образцу игрушку из частей.

Итог:

Скакими интересными игрушками мы с вами познакомились, узнали из чего они сделаны? (Матрешкой, дымковской, филимоновской, городецкой).

Из какого материала сделаны игрушки? (дерева, глины).

Что используют мастера-умельцы, чтобы игрушки стали красивые? (раскрашивают красками).

Как нужно относиться к игрушкам и труду народных мастеров? (бережно, аккуратно).

Будем играть с игрушками бережно и аккуратно.

Рефлексия:

Дети рассматривают народные игрушки, роспись на них. воспитатель читает стихотворение:

Это мы видим! Это диво!

Сколько радости вокруг!

Все игрушки так красивы,

Аж захватывает дух!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год