«Воспитание нравственных начал с детьми ОВЗ посредством знакомства русскими народными сказками». |
Фольклор | |||
Автор: Крылова Дарья Владимировна | |||
29.12.2023 08:22 | |||
«Воспитание нравственных начал с детьми ОВЗ посредством знакомства русскими народными сказками». Крылова Дарья Владимировна Воспитатель МАДОУ№60, г. Великий Новгород. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке, как одно из основных звеньев формирования личности. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора. Нравственные качества делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах личной жизни. Опыт работы с детьми ОВЗ показывает, что эти дети не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок. Дети не умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание помочь друг другу. Сформировать у детей с ОВЗ позитивное мировоззрение и сделать его достаточно устойчивым, возможно, но это требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Богатым источником нравственных качеств можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, выбрали в себя народную мудрость, выработанную в веках.
Сказка-это богатейший кладезь для педагогической деятельности. Это неоспоримое средство воспитания, без принуждения и навязывания. Сказкой-учат, сказкой воспитывают, сказкой –лечат, эмоционально исцеляя человеческие души. В наше современное время сказки необходимы детям как чудодейственный эликсир для полноценного развития. Сказки рассказывались детям на протяжении многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании детей. С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребёнка. Сказка является доступным материалом для формирования представлений об окружающем мире и для развития психической деятельности детей (речи, мышления, памяти, внимания). Сказки прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Читая сказку, ребёнок учится ценить доброту, справедливость, начинает считать, что ложь, предательство, несправедливость-понятия отрицательные. В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры жестокости, агрессивности друг к другу. Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как сказки вошли прочно в быт детей. В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Начинать лучше с волшебных сказок, имеющий простой сюжет. Анализ сказки должен быть таким чтобы дети смогли понять и почувствовать глубокое содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились сюжеты и герои. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. Об огромном значении сказки в развитии ребёнка говорил, известный советский педагог Василий Александрович Сухомлинский «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник стал умным, любознательным, сообразительным, -воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила, прежде всего, в сказке. В каждой сказке есть мораль, которая необходимса ребёнку, чтобы усваивать морально-этические нормы при общении и нахождения в обществе. Например, сказка «Репка» учит быть дружелюбными, трудолюбивыми. Трудолюбие в сказках «Хаврошечка»,» Царевна-лягушка» всегда вознаграждается. Сказки детям помогают разобрать что такое добро, а что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо. Расширяют свой кругозор, развивают речь, воображение. Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Особую роль в ознакомлении с русскими народными сказками играет наглядность. Иллюстрации помогают лучше понять содержание. В заключении хочу сказать о том, что роль детских сказок не ограничивается только приятным время провождения. Сказку можно использовать как способ снятия тревоги у ребёнка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. В сказках всегда побеждает добро, а не зло. В любое время совместное чтение даёт много как ребёнку так и взрослому.
|