ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ) |
Фольклор | |||
Автор: Иванова Алёна Юрьевна | |||
11.11.2023 23:04 | |||
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ) Иванова Алёна Юрьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 «Антошка» города Чебоксары Чувашской Республики. Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания средствами физической культуры (через народные подвижные игры), обозначена роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста, понятие народной игры, виды таких игр, значение физической культуры в патриотическом воспитании детей. Ключевые слова: подвижные игры, патриотическое воспитание, народные игры, физическая культура, физическое развитие Сегодня вопрос формирования у детей дошкольного возраста в патриотического воспитания обладает особой важностью и актуальностью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) наряду с нравственным воспитанием параллельно включает воспитание у детей дошкольного возраста патриотического чувства как одного из важных направлений их развития.
В. А. Сухомлинский писал, что детство — это ежедневное изучение мира, по этой причине оно должно стать для детей периодом познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Дошкольное детство называют временем первоначальной социализации детей, период знакомства детей с культурными ценностями и традициями людей [3]. Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста как патриотизм реализуется с помощью осуществления специально организуемых занятий по физической культуре, при помощи народных подвижных игр, спортивных соревнований, спортивных мероприятий и развлечений. Отсюда становится ясна тесный контакт физического воспитания с нравственным, развития ребенка в духе патриотизма [1]. Народные подвижные игры считаются обязательным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Множество из таких игры перешли к нам из прошлого поколения. История образования таких игр напрямую объединена с историей развития определенного народа, с его трудом, с их жизнью, порядком жизни, традициями и обычаями. По этой причине патриотическое воспитание осуществляется через знакомство детей с национальными ценностями и различными традициями народов с помощью народных подвижных игр, которые содействуют расширению знаний детей дошкольного возраста об истории собственного народа, его земли, культуры, их традиционных укладах и обычаях, формируют близкое родное отношение к собственному народу и стране. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО включает в себя воспитание и развитие физически здоровой личности. Важно с самого раннего возраста формировать у детей чувство патриотизма, гуманное отношение ко всему живому на планете, нравственность. Физическая культура имеет важное значение в реализации данной задачи по той причине, что вырабатывание физических достоинств, двигательных навыков и умений близко объединено с формированием нравственно волевых свойств личности человека. По существу, физически воспитанному, крепкому, сильному, здоровому человеку важно иметь такие свойства как: доброта, терпимость, умение прийти на помощь к нуждающимся, сосредоточивать наработанные свойства только на добрые дела, во благо человечества. Важно с самого раннего возраста формировать у детей патриотические чувства, нравственность [2]. Для детей младшего дошкольного возраста используют самые простые варианты игр. Сюда можно отнести игры с использованием песен и стихов, хороводов как: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с народными подвижными играми, вырабатывают желание узнать историю собственного края и страны, народной культуры, фольклора (пословицы, поговорки, приметы, народное устное творчество). Кроме этого их знакомят с календарными народными играми. Они включают в себя сведения, воссоздающие представление о обыденном быте предков — их укладе жизни, труде, взглядах на жизнь. На новогодние праздники (Колядки) обычно проводят такие игры как: «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь»; на Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»; на Пасху – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала». С детьми старшего возраста во время проведения таких игр реализуется предварительное знакомство с историей, культурой, обычаями и традициями народа [1]. В народных играх воссоздается: уклад народа, их труд, быт, национальные традиции, представления о нравственных качествах: чести, смелости, мужестве, стойкости, находчивости. Физическая активность совмещается с духовным развитием детей. Отличительные свойства народных игр состоят в том, что они, включая в себя нравственные характеристики, обучают детей получать гармонию от окружающего мира. У детей дошкольного возраста вырабатывается неизменное, небезразличное, уважительное отношение к культуре родного края, к народу, к стране. По своей сущности народные игры просты, эмоционально яркие и очень интересны детям любого возраста. Основным моментом считаются праздники, которые посвящены Дню Защитника Отечества и Дню Победы, проявляющие существенный уровень влияния на формирование патриотизма у детей. Благодаря общей взаимосвязи инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, развивается модель воспитанника – здоровая, физически активная личность с активным гражданским взглядом, располагающая социально-ценностными, нравственными свойствами личности и потребностями в здоровом образе жизни. Физическая культура активно вносит важный вклад в реализацию задач по патриотическому воспитанию, так как развитие физических свойств, двигательных навыков и умений тесно объединено с формированием нравственных волевых свойств личности. Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в взращивании в детской душе любви к родине, природе, собственному краю, дому, семье, а также к истории и культуре своей страны, образованной стараниями родных людей. Перед тем как начать проводить игру, для ребенка важно ее изучить, исследовать смысл и правила игры, поэтому воспитателю можно создать картотеки, презентации, методические разработки, сценарии таких мероприятий. Кроме этого в играх применяют разнообразные атрибуты, спортивный инвентарь, музыку, народные костюмы. Игра – естественный и важнейший спутник источник изучения жизни для ребенка, основа положительных эмоций, которые располагают огромным воспитательным потенциалом. В играх дети активно переосмысливают набранные нравственные знания, в игре дети учатся уступать, договариваться, обсуждать с другими свои идеи, следуют правилам игры, управлять собственными эмоциями, справляться с трудностями. Игра учит верно оценивать собственные результаты и достижения других детей [3]. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, находится много задач для деятельности ума и воображения, формируется умение справляться с неудачами. Народные игры укрепляют отношения между разными поколениями, формируют теплые отношения к родине, а также развивают интерес к исследованию игр прочих народов. Таким образом, народные подвижные игры вместе с прочими воспитательными приемами и средствами считаются базой начальной стадии развития гармонически развитой, активной личности, которая включает в себя такие характеристики как: духовное развитие, моральных дух и отличное физическое состояние. Через игру у детей устойчивое образовывается положительное отношение к культуре родины, на эмоционально-положительной базе для формирования патриотизма. ЛИТЕРАТУРА
|