Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)
Фольклор
Автор: Иванова Алёна Юрьевна   
11.11.2023 23:04

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (ЧЕРЕЗ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ)

Иванова Алёна Юрьевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 206 «Антошка» города Чебоксары Чувашской Республики.

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания средствами физической культуры (через народные подвижные игры), обозначена роль народных подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста, понятие народной игры, виды таких игр, значение физической культуры в патриотическом воспитании детей.

Ключевые слова: подвижные игры, патриотическое воспитание, народные игры, физическая культура, физическое развитие

Сегодня вопрос формирования у детей дошкольного возраста в патриотического воспитания обладает особой важностью и актуальностью.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) наряду с нравственным воспитанием параллельно включает воспитание у детей дошкольного возраста патриотического чувства как одного из важных направлений их развития.

 

В. А. Сухомлинский писал, что детство — это ежедневное изучение мира, по этой причине оно должно стать для детей периодом познания Человека и Отечества, их красоты и величия. Дошкольное детство называют временем первоначальной социализации детей, период знакомства детей с культурными ценностями и традициями людей [3].

Нравственное воспитание у детей дошкольного возраста как патриотизм реализуется с помощью осуществления специально организуемых занятий по физической культуре, при помощи народных подвижных игр, спортивных соревнований, спортивных мероприятий и развлечений. Отсюда становится ясна тесный контакт физического воспитания с нравственным, развития ребенка в духе патриотизма [1].

Народные подвижные игры считаются обязательным условием патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Множество из таких игры перешли к нам из прошлого поколения.

История образования таких игр напрямую объединена с историей развития определенного народа, с его трудом, с их жизнью, порядком жизни, традициями и обычаями. По этой причине патриотическое воспитание осуществляется через знакомство детей с национальными ценностями и различными традициями народов с помощью народных подвижных игр, которые содействуют расширению знаний детей дошкольного возраста об истории собственного народа, его земли, культуры, их традиционных укладах и обычаях, формируют близкое родное отношение к собственному народу и стране.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста по ФГОС ДО включает в себя воспитание и развитие физически здоровой личности. Важно с самого раннего возраста формировать у детей чувство патриотизма, гуманное отношение ко всему живому на планете, нравственность. Физическая культура имеет важное значение в реализации данной задачи по той причине, что вырабатывание физических достоинств, двигательных навыков и умений близко объединено с формированием нравственно волевых свойств личности человека. По существу, физически воспитанному, крепкому, сильному, здоровому человеку важно иметь такие свойства как: доброта, терпимость, умение прийти на помощь к нуждающимся, сосредоточивать наработанные свойства только на добрые дела, во благо человечества. Важно с самого раннего возраста формировать у детей патриотические чувства, нравственность [2].

Для детей младшего дошкольного возраста используют самые простые варианты игр. Сюда можно отнести игры с использованием песен и стихов, хороводов как: «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста в ходе знакомства с народными подвижными играми, вырабатывают желание узнать историю собственного края и страны, народной культуры, фольклора (пословицы, поговорки, приметы, народное устное творчество). Кроме этого их знакомят с календарными народными играми. Они включают в себя сведения, воссоздающие представление о обыденном быте предков — их укладе жизни, труде, взглядах на жизнь.

На новогодние праздники (Колядки) обычно проводят такие игры как: «Бабка Ёжка», «Жмурки»; «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь»; на Масленицу: «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки»; на Пасху – «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала». С детьми старшего возраста во время проведения таких игр реализуется предварительное знакомство с историей, культурой, обычаями и традициями народа [1].

В народных играх воссоздается: уклад народа, их труд, быт, национальные традиции, представления о нравственных качествах: чести, смелости, мужестве, стойкости, находчивости. Физическая активность совмещается с духовным развитием детей. Отличительные свойства народных игр состоят в том, что они, включая в себя нравственные характеристики, обучают детей получать гармонию от окружающего мира. У детей дошкольного возраста вырабатывается неизменное, небезразличное, уважительное отношение к культуре родного края, к народу, к стране. По своей сущности народные игры просты, эмоционально яркие и очень интересны детям любого возраста. Основным моментом считаются праздники, которые посвящены Дню Защитника Отечества и Дню Победы, проявляющие существенный уровень влияния на формирование патриотизма у детей.

Благодаря общей взаимосвязи инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, развивается модель воспитанника – здоровая, физически активная личность с активным гражданским взглядом, располагающая социально-ценностными, нравственными свойствами личности и потребностями в здоровом образе жизни.

Физическая культура активно вносит важный вклад в реализацию задач по патриотическому воспитанию, так как развитие физических свойств, двигательных навыков и умений тесно объединено с формированием нравственных волевых свойств личности. Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста заключается в взращивании в детской душе любви к родине, природе, собственному краю, дому, семье, а также к истории и культуре своей страны, образованной стараниями родных людей.

Перед тем как начать проводить игру, для ребенка важно ее изучить, исследовать смысл и правила игры, поэтому воспитателю можно создать картотеки, презентации, методические разработки, сценарии таких мероприятий. Кроме этого в играх применяют разнообразные атрибуты, спортивный инвентарь, музыку, народные костюмы.

Игра – естественный и важнейший спутник источник изучения жизни для ребенка, основа положительных эмоций, которые располагают огромным воспитательным потенциалом. В играх дети активно переосмысливают набранные нравственные знания, в игре дети учатся уступать, договариваться, обсуждать с другими свои идеи, следуют правилам игры, управлять собственными эмоциями, справляться с трудностями. Игра учит верно оценивать собственные результаты и достижения других детей [3].

В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, находится много задач для деятельности ума и воображения, формируется умение справляться с неудачами.

Народные игры укрепляют отношения между разными поколениями, формируют теплые отношения к родине, а также развивают интерес к исследованию игр прочих народов.

Таким образом, народные подвижные игры вместе с прочими воспитательными приемами и средствами считаются базой начальной стадии развития гармонически развитой, активной личности, которая включает в себя такие характеристики как: духовное развитие, моральных дух и отличное физическое состояние. Через игру у детей устойчивое образовывается положительное отношение к культуре родины, на эмоционально-положительной базе для формирования патриотизма.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры / Л.А. Анисимова, О.Н. Борисова, Е.Н. Рамзаева // Грани познания. — 2019. — № 4 (63).
  2. Мельникова, Н. В. Нравственная сфера развития личности дошкольника. — Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. — 109с.
  3. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. — Москва: Просвещение, 1973. — 208 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год