Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре через проектную деятельности |
Фольклор | |||
Автор: Ракушина Татьяна Викторовна | |||
22.10.2023 15:35 | |||
Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре через проектную деятельности Ракушина Татьяна Викторовна Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным дошкольных учреждениях является Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. С окружающей средой, поэтапная практическая деятельность достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, — это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она
Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Развитие интереса к русской народной культуре у ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин: Во-первых, возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Во-вторых, для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е. прежде всего в сфере и образования Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи Актуальность темы также обусловлена некоторыми аспектами, выделенными в ФГОС дошкольного образования. Одним из принципов Стандарта является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. В образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность формирования первичных представлений о малой родине и Отечества, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Согласно ФГОС ДО, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейным ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для восстановления культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования. Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понятно и осмысленно прошлое- далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей народной культуре. Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества. Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» -гласит русская пословица. Народная искусство — это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры-это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством. Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима каким-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать существование народа. Развитие интереса к русской народной культуре, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Таким образом, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям. С целью развития интереса к русской народной культуре в нашей группе был организован творческий проект на тему: «Маша и Ваня в гостях у ребят» Для привлечения детей в группу внесли сундук с предметами крестьянской одежды (поневой, сорокой, кафтаном, сарафаном, рубахой). Предложила разобраться, что для чего нужно и сопоставить названия одежды. Для активизации деятельности я организовала беседу с детьми по вопросам: Кому могут принадлежать такие предметы одежды? Что такое пояс, рубаха, картуз, кафтан, понева? Где хранили одежду и какие бывают сундуки? Летний и зимний гардероб крестьянина. Чем костюм городского жителя отличается от одежды деревенского человека? Так же с детьми было обсуждено оформление выставки изготовление предметов для драматизаций русских народных сказок. В ходе реализации проекта мы использовали следующие ситуации «Что за чудо из чудес или секреты из сундука» -показать разнообразие одежды в соответствии с сезонным, событийным и традиционным календарем. «Как ткали и вязали наши прадеды и прабабушки» — знакомство с некоторыми простыми способами ткачества, вязки, вышивки. Рассматривание ткацкого станка, веретена, льна. Изучение свойств ткани, коллекции ткани: сортировка по свойствам. Рассматривали произведения изобразительного искусства. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречается «костюмная» тематика (песни и романсы: «Валенки», «Темно-вишневая шаль», «Оренбургский пуховый платок». Проводились ситуации «Сказочные одежды: шапка-невидимка, сапоги-скороходы и не только», изготовление атрибутов для игры, рисование любимых сказок, рисование на ткани на тему «Узоры и орнаменты». Проводились игры «Подходит – не подходит»: подбор предметов одежды (косынок, поясов, рукавиц и т.п.) для героев художественных картин, сказочных персонажей. «Ткани из красок и камня»: способы изображения предметов одежды и тканей в скульптуре. Так же к реализации проекта широко привлекали родителей. Вместе с детьми родители провели исследование «Самое модное и самое важное» расстраивали собственный гардероб (детский), определили список самых необходимых предметов, советы по бережному пользованию, сохранению, чистке. Подведение детей к пониманию важности и ценности не количества и дороговизны одежды, а ее чистоты и опрятности. В результате нашей деятельности с детьми и родителями была оформлена выставка одежды и провели сюжетно-художественную игру «Подиум». Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одно из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Список литературы: «Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова «Проектная деятельность дошкольников» ДеркунскаяВ. А
|