Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре через проектную деятельности
Фольклор
Автор: Ракушина Татьяна Викторовна   
22.10.2023 15:35

Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре через проектную деятельностиПриобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре через проектную деятельности

Ракушина Татьяна Викторовна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным дошкольных учреждениях является

Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. С окружающей средой, поэтапная практическая деятельность достижению поставленной цели (Киселева Л. С., Данилина Т. А., Пахомова Н. Ю.) Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, — это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, — это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

 

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность приобретает все большую популярность, т. к. она

  • Личностно — ориентирована;
  • Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
  • Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
  • Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • Приносит удовлетворение детям, видящим продукт собственного труда.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Развитие интереса к русской народной культуре у ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Во-вторых, для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, т.е. прежде всего в сфере и образования

Педагогический аспект культуры понимается мною не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи

Актуальность темы также обусловлена некоторыми аспектами, выделенными в ФГОС дошкольного образования. Одним из принципов Стандарта является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. В образовательной области «Познавательное развитие» отмечается важность формирования первичных представлений о малой родине и Отечества, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Согласно ФГОС ДО, развитие ребёнка должно осуществляться в общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности. Достижения детей дошкольного возраста должны определяться не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личных качеств, обеспечивающих успешную социализацию при переходе на новую ступень образования

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т.е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейным ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для восстановления культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, то есть, прежде всего, в сфере культуры и образования.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена народная культура и семейные устои, когда понятно и осмысленно прошлое- далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Формирование национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременное приобщение детей народной культуре. Проблема в том, что сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Это губительно для нас и нашего Отечества.

Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время. Поэтому важно воспитывать в детях умение сохранять душевное равновесие. «Что ни день, то радость» -гласит русская пословица. Народная искусство — это сплав доброго человеческого разума, душевной теплоты, мудрой неуёмной фантазии, непосредственности и чистоты. Народный фольклор дает ребенку некую систему координат, помогающую самоопределиться в жизненно важных отношениях с миром. Народные игры-это жанр устного народного творчества, являются национальным богатством.

Ценность народных традиций огромна, и их утрата невосполнима каким-то ни было материальными благами. Традиции – хранители народной культуры. Если полностью утеряны все народные традиции, народное искусство, то может встать существование народа.

Развитие интереса к русской народной культуре, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Таким образом, у детей будут сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. И наши дети станут духовными наследниками людей, заложивших основу великой культуры и будут её сохранять, развивать и передавать своим детям.

С целью развития интереса к русской народной культуре в нашей группе был организован творческий проект на тему: «Маша и Ваня в гостях у ребят» Для привлечения детей в группу внесли сундук с предметами крестьянской одежды (поневой, сорокой, кафтаном, сарафаном, рубахой). Предложила разобраться, что для чего нужно и сопоставить названия одежды. Для активизации деятельности я организовала беседу с детьми по вопросам: Кому могут принадлежать такие предметы одежды? Что такое пояс, рубаха, картуз, кафтан, понева? Где хранили одежду и какие бывают сундуки? Летний и зимний гардероб крестьянина. Чем костюм городского жителя отличается от одежды деревенского человека? Так же с детьми было обсуждено оформление выставки изготовление предметов для драматизаций русских народных сказок.

В ходе реализации проекта мы использовали следующие ситуации «Что за чудо из чудес или секреты из сундука» -показать разнообразие одежды в соответствии с сезонным, событийным и традиционным календарем. «Как ткали и вязали наши прадеды и прабабушки» — знакомство с некоторыми простыми способами ткачества, вязки, вышивки. Рассматривание ткацкого станка, веретена, льна. Изучение свойств ткани, коллекции ткани: сортировка по свойствам. Рассматривали произведения изобразительного искусства. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, в которых встречается «костюмная» тематика (песни и романсы: «Валенки», «Темно-вишневая шаль», «Оренбургский пуховый платок». Проводились ситуации «Сказочные одежды: шапка-невидимка, сапоги-скороходы и не только», изготовление атрибутов для игры, рисование любимых сказок, рисование на ткани на тему «Узоры и орнаменты». Проводились игры «Подходит – не подходит»: подбор предметов одежды (косынок, поясов, рукавиц и т.п.) для героев художественных картин, сказочных персонажей. «Ткани из красок и камня»: способы изображения предметов одежды и тканей в скульптуре.

Так же к реализации проекта широко привлекали родителей. Вместе с детьми родители провели исследование «Самое модное и самое важное» расстраивали собственный гардероб (детский), определили список самых необходимых предметов, советы по бережному пользованию, сохранению, чистке. Подведение детей к пониманию важности и ценности не количества и дороговизны одежды, а ее чистоты и опрятности.

В результате нашей деятельности с детьми и родителями была оформлена выставка одежды и провели сюжетно-художественную игру «Подиум».

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода проектов в дошкольном образовании как одно из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Список литературы:

«Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство» А.М. Вербенец, О.В. Солнцева, О.Н. Сомкова

«Проектная деятельность дошкольников» ДеркунскаяВ. А

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год