«Русский земледельческий календарь Круглый год» А.Ф. Некрыловой как основа приобщения детей к народной культуре. |
Фольклор | |||
Автор: Мударисова Ирина Вячеславовна | |||
19.10.2023 16:54 | |||
«Русский земледельческий календарь Круглый год» А.Ф. Некрыловой как основа приобщения детей к народной культуре. Мударисова Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп» статья на тему: Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами практическим опытом приобщения детей к народной культуре, используя как основу русский земледельческий календарь «Круглый год» Анны Фёдоровны Некрыловой и другие книги российских этнографов и фольклористов. Составляя свой годовой план работы, я опираюсь на ключевые даты жизненного цикла русских крестьян, описанные в календаре у Некрыловой. В соответствии с годовым планом строится мой примерный тематический план работы на месяц. В течении месяца мы с детьми в игровой форме готовимся к следующему народному празднику. Поём песни, водим хороводы, играем в народные игры, танцуем народные танцы, говорим о традициях. Таким образом, в процессе подготовки к праздникам дети глубже погружаются в традиционную культуру русского народа.
Праздники, которые мы отмечаем в детском саду конечно же не существовали в том виде, в котором мы обыгрываем их с детьми. На наших праздниках мы можем только прикоснуться к традиции, с уважением и любовью рассказать о ней, угостить ребят традиционной праздничной пищей такой как горячий хлеб на Осенины, гречневая каша на Кузьминки, ватрушки и блины на Масленицу, булочки жаворонки на Сороки. Информацию о традиционной и обрядовой пище так же можно найти в книге «Круглый год». Есть немало известных и популярных среди современного общества народных праздников. Пожалуй, самые распространённые, это день Ивана Купала, Святки и Масленица. Но то, какую форму в современности приняли эти и прочие народные праздники вызывает очень большое сожаление и обеспокоенность у фольклористов и этнографов. Подмена народной культуры так называемой «эрзац-культурой», дешёвой подделкой, крикливой и безвкусной пародией на традиции русского народа приводит к тому, что саму традицию люди не знают и знать не хотят. То, что мы привыкли считать «русским народным» на деле таковым часто не является — это современная сценическая культура. Как например песня «Калинка-малинка», ставшая визитной карточкой нашей страны, наряду с медведем и шапкой ушанкой. Правда народный из этого списка только медведь, шапка ушанка — это наследие революции, песня «Калинка-малинка» авторская, её написал в 1860 году Иван Ларионов для любительского спектакля. На наш взгляд подмена происходит от незнания традиции, от неверных источников информации, из которых черпают материал. Я, как музыкальный руководитель, работающий с детьми и их семьями, имею полное моральное право использовать любой подходящий мне музыкальный материал, но не имею права всё подряд называть русским народным. Подлинный фольклор не имеет автора, он сохранился в народной памяти и передавался в устной форме, являясь продуктом коллективного устного творчества русского народа. Любое произведение, у которого установлен автор является элементом культуры, но не является РУССКОЙ НАРОДНОЙ культурой. Как же нам избежать погружения в эрзац-культуру? Если мы собираемся провести мероприятие в русских традициях, но недостаточно владеем материалом, в таком случае — обращаемся за консультацией в Областной центр русского фольклора и этнографии. Там работают замечательные специалисты, полевые этнографы, и что самое главное они действующие этнопедагоги, ведущие активную работу с детьми. Эти уникальные люди всегда готовы помочь и открыты к общению. Они подскажут несложный народный танец, простую для разучивания детьми песню, посоветуют интересные игры. Когда я пишу сценарии праздников, которые называю русскими народными, часто обращаюсь к книгам Т.С Рублёвой, В.И. Байтуганова, Н.А. Чикуновой (Овсянниковой)., Л.В. Суровяк. В этих книгах есть готовые сценарии народных праздников, основанных на фольклорных материалах, собранных ими же в экспедициях, а значит есть и региональный компонент. В чистом виде эти сценарии для ДОУ я не использую, но как основа для хорошего праздника они вполне подходят. В книге «Круглый год» А.Ф. Некрыловой описаны 365 дней традиционного жизненного уклада русского крестьянина. В сборник вошли народные приметы, пословицы, поговорки, описания сельскохозяйственных работ, игр, гаданий, обрядовых действ, связанных со всеми временами года. Листая эту книгу, можно сделать праздничным любой день календаря. Опираясь на описанные в ней материалы можно придумать интересное развлечение на тему семьи, природы, любви к родному краю и т.д. Так же есть замечательная книга «Русские праздники» Изабеллы ИиосифовныШангиной и А.Ф Некрыловой. Изучая эти книги, можно вдохновиться для написания собственного сценария т.к. многие описанные там действия отображены в народных играх песнях и хороводах. Обращаясь к интернету, как к источнику вдохновения существует серьёзная опасность взять за основу искажённый не имеющий отношения к традиции материал. В качестве примерая хочу привести вам несколько праздников из народного календаря, которые мы организуем в нашем детском саду. Открываем книгу «Круглый год» на дате 14 ноября — в этот день в традиции празднуют Кузьминки, чествуют святых бессребреников, ремесленниковКозьму и Демьяна. Ознакомившись с приметами, пословицами, поговорками и обычаями празднования я составляем сценарий развлечения для детей младших групп, наполнив его подходящими к теме играми. Во время подготовки к празднику мы с ребятами поговорили о профессии кузнецов, конкретно о Козьме и Демьяне, о том, что они не брали денег за свою работу, а только угощались кашей, за что их ещё называют кашниками. Разучили к празднику песню «Посмотрите, как у нас то в мастерской» на мотив Камаринской. Происхождение этой песни мне неизвестно, поэтому русской народной я её называть не стала, но мотив абсолютно точно народный. В ходе праздника мы познакомились с богородской игрушкой «Кузнецы», поиграли в народную игру «Коршун», обыграли традицию на Кузьминки умыкнуть у соседа курочку. Каждый попробовал «подоить» корову, понарошку сварили и по-настоящему попробовали гречневую кашу. Этот праздник один из самых любимых и запоминающихся у детей, проходит всегда ярко и весело. Открываем книгу на датах с 7 января по 19 января. В этот период идут Святки. В нашем детском саду для всех групп в этот период организуется колядование. Для подготовки к празднику педагоги с детьми разучили колядки, прочитали короткие рассказы о празднике, с детьми обсудили значение старинных слов, которых уже нет в обиходе. Родителям предложили подготовить костюмы и маски для колядовщиков, а также принести конфетки и другие угощения, но так, чтобы дети не знали. Эти угощения я раздали по кабинетам специалистов и воспитателям других групп, туда, куда детки пойдут колядовать. Мы пришли в группу с рождественской звездой, пели рождественскую песню, поговорили о Рождестве, поиграли и повеселились с медведем, с козой, сходили в гости колядовать, а потом все дружно угощались «заработанными» сладостями и выпечками. Листаем страницы книги Круглый год дальше и остановимся на дате 22 марта «Сороки». У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день прилетают 40 видов птиц с юга, и первая из них — это жаворонок. В подготовке праздника «Сороки» участвовал весь детский сад. Педагоги познакомили детей с традициями праздника, разучили заклички, пословицы, потешки, поговорки про птиц и со способами лепки булочек-птичек. Для младших групп мыпровели небольшое развлечение, где показали театрализованную сказку про жаворонка, попели весенние заклички, поиграли в игры «Про чижа», «Летал воробей», «Летели две птички», полепили из настоящего теста булочки-птички. Тесто для лепки на празднике «Сороки» готовил персонал столовой для всего детского сада. Дети с удовольствием сами слепили из теста птичек, украсили их по желанию, а выпеченные булочки дети сами уже скушали на полдник. Так же хочется остановиться ещё на одном весеннем празднике 6 мая – день Егория Весеннего или Вешнего. Во время подготовки мы рассказали и показали детям образ Георгия Победоносца на гербе нашей страны. Мы рассматривали: как он изображён, что делает, кратко рассказали историю его жизни, что он православный святой. А также, что в народе Егория очень любили и чтили. Он являлся защитником домашних животных, и обращались к нему «батюшка Егорий Вешний». Дети узнали, что в день Егория в народе в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища и пастухов угощали, чтобы хорошо смотрели за животными. На празднике с детьми мы пели песни, играли в музыкальные игры, водили хороводы: «А я сеяли, сеяли лён», «Сеяли девушки яровой хмель». А также посадили настоящие семена овощей. Народные праздники способствуют интеграции всех образовательных областей и развитию всех видов деятельности у детей раннего и младшего возраста (игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной и др.). Народные праздники – это богатейший источник к познанию народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую при желании можно увидеть и глубокие мудрые наблюдения над природой. Русский народ сохранил и отмечает многие праздники не от широты души, а потому что богат историей, своими корнями, традициями. Малоизвестные народные праздники оживляют то, чем жили наши предки, дают возможность нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к великому народу, который всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать. Приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды, способствует осмыслению детьми исторического наследия и созданию условий для накопления положительных эмоций.
|