Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Русский земледельческий календарь Круглый год» А.Ф. Некрыловой как основа приобщения детей к народной культуре.
Фольклор
Автор: Мударисова Ирина Вячеславовна   
19.10.2023 16:54

«Русский земледельческий календарь Круглый год» А.Ф. Некрыловой как основа приобщения детей к народной культуре.«Русский земледельческий календарь Круглый год» А.Ф. Некрыловой как основа приобщения детей к народной культуре.

Мударисова Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель МАДОУ д/с №369 «Калейдоскоп» статья на тему:

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами практическим опытом приобщения детей к народной культуре, используя как основу русский земледельческий календарь «Круглый год» Анны Фёдоровны Некрыловой и другие книги российских этнографов и фольклористов.

Составляя свой годовой план работы, я опираюсь на ключевые даты жизненного цикла русских крестьян, описанные в календаре у Некрыловой.

В соответствии с годовым планом строится мой примерный тематический план работы на месяц. В течении месяца мы с детьми в игровой форме готовимся к следующему народному празднику. Поём песни, водим хороводы, играем в народные игры, танцуем народные танцы, говорим о традициях. Таким образом, в процессе подготовки к праздникам дети глубже погружаются в традиционную культуру русского народа.

 

Праздники, которые мы отмечаем в детском саду конечно же не существовали в том виде, в котором мы обыгрываем их с детьми. На наших праздниках мы можем только прикоснуться к традиции, с уважением и любовью рассказать о ней, угостить ребят традиционной праздничной пищей такой как горячий хлеб на Осенины, гречневая каша на Кузьминки, ватрушки и блины на Масленицу, булочки жаворонки на Сороки. Информацию о традиционной и обрядовой пище так же можно найти в книге «Круглый год».

Есть немало известных и популярных среди современного общества народных праздников. Пожалуй, самые распространённые, это день Ивана Купала, Святки и Масленица. Но то, какую форму в современности приняли эти и прочие народные праздники вызывает очень большое сожаление и обеспокоенность у фольклористов и этнографов. Подмена народной культуры так называемой «эрзац-культурой», дешёвой подделкой, крикливой и безвкусной пародией на традиции русского народа приводит к тому, что саму традицию люди не знают и знать не хотят.

То, что мы привыкли считать «русским народным» на деле таковым часто не является — это современная сценическая культура. Как например песня «Калинка-малинка», ставшая визитной карточкой нашей страны, наряду с медведем и шапкой ушанкой. Правда народный из этого списка только медведь, шапка ушанка — это наследие революции, песня «Калинка-малинка» авторская, её написал в 1860 году Иван Ларионов для любительского спектакля. На наш взгляд подмена происходит от незнания традиции, от неверных источников информации, из которых черпают материал.

Я, как музыкальный руководитель, работающий с детьми и их семьями, имею полное моральное право использовать любой подходящий мне музыкальный материал, но не имею права всё подряд называть русским народным.

Подлинный фольклор не имеет автора, он сохранился в народной памяти и передавался в устной форме, являясь продуктом коллективного устного творчества русского народа. Любое произведение, у которого установлен автор является элементом культуры, но не является РУССКОЙ НАРОДНОЙ культурой.

Как же нам избежать погружения в эрзац-культуру?

Если мы собираемся провести мероприятие в русских традициях, но недостаточно владеем материалом, в таком случае — обращаемся за консультацией в Областной центр русского фольклора и этнографии. Там работают замечательные специалисты, полевые этнографы, и что самое главное они действующие этнопедагоги, ведущие активную работу с детьми. Эти уникальные люди всегда готовы помочь и открыты к общению. Они подскажут несложный народный танец, простую для разучивания детьми песню, посоветуют интересные игры.

Когда я пишу сценарии праздников, которые называю русскими народными, часто обращаюсь к книгам Т.С Рублёвой, В.И. Байтуганова, Н.А. Чикуновой (Овсянниковой)., Л.В. Суровяк. В этих книгах есть готовые сценарии народных праздников, основанных на фольклорных материалах, собранных ими же в экспедициях, а значит есть и региональный компонент. В чистом виде эти сценарии для ДОУ я не использую, но как основа для хорошего праздника они вполне подходят.

В книге «Круглый год» А.Ф. Некрыловой описаны 365 дней традиционного жизненного уклада русского крестьянина. В сборник вошли народные приметы, пословицы, поговорки, описания сельскохозяйственных работ, игр, гаданий, обрядовых действ, связанных со всеми временами года. Листая эту книгу, можно сделать праздничным любой день календаря. Опираясь на описанные в ней материалы можно придумать интересное развлечение на тему семьи, природы, любви к родному краю и т.д.

Так же есть замечательная книга «Русские праздники» Изабеллы ИиосифовныШангиной и А.Ф Некрыловой. Изучая эти книги, можно вдохновиться для написания собственного сценария т.к. многие описанные там действия отображены в народных играх песнях и хороводах. Обращаясь к интернету, как к источнику вдохновения существует серьёзная опасность взять за основу искажённый не имеющий отношения к традиции материал.

В качестве примерая хочу привести вам несколько праздников из народного календаря, которые мы организуем в нашем детском саду.

Открываем книгу «Круглый год» на дате 14 ноября — в этот день в традиции празднуют Кузьминки, чествуют святых бессребреников, ремесленниковКозьму и Демьяна. Ознакомившись с приметами, пословицами, поговорками и обычаями празднования я составляем сценарий развлечения для детей младших групп, наполнив его подходящими к теме играми.

Во время подготовки к празднику мы с ребятами поговорили о профессии кузнецов, конкретно о Козьме и Демьяне, о том, что они не брали денег за свою работу, а только угощались кашей, за что их ещё называют кашниками.

Разучили к празднику песню «Посмотрите, как у нас то в мастерской» на мотив Камаринской. Происхождение этой песни мне неизвестно, поэтому русской народной я её называть не стала, но мотив абсолютно точно народный.

В ходе праздника мы познакомились с богородской игрушкой «Кузнецы», поиграли в народную игру «Коршун», обыграли традицию на Кузьминки умыкнуть у соседа курочку. Каждый попробовал «подоить» корову, понарошку сварили и по-настоящему попробовали гречневую кашу.

Этот праздник один из самых любимых и запоминающихся у детей, проходит всегда ярко и весело.

Открываем книгу на датах с 7 января по 19 января. В этот период идут Святки. В нашем детском саду для всех групп в этот период организуется колядование.

Для подготовки к празднику педагоги с детьми разучили колядки, прочитали короткие рассказы о празднике, с детьми обсудили значение старинных слов, которых уже нет в обиходе. Родителям предложили подготовить костюмы и маски для колядовщиков, а также принести конфетки и другие угощения, но так, чтобы дети не знали. Эти угощения я раздали по кабинетам специалистов и воспитателям других групп, туда, куда детки пойдут колядовать.

Мы пришли в группу с рождественской звездой, пели рождественскую песню, поговорили о Рождестве, поиграли и повеселились с медведем, с козой, сходили в гости колядовать, а потом все дружно угощались «заработанными» сладостями и выпечками.

Листаем страницы книги Круглый год дальше и остановимся на дате 22 марта «Сороки». У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день прилетают 40 видов птиц с юга, и первая из них — это жаворонок.

В подготовке праздника «Сороки» участвовал весь детский сад.

Педагоги познакомили детей с традициями праздника, разучили заклички, пословицы, потешки, поговорки про птиц и со способами лепки булочек-птичек.

Для младших групп мыпровели небольшое развлечение, где показали театрализованную сказку про жаворонка, попели весенние заклички, поиграли в игры «Про чижа», «Летал воробей», «Летели две птички», полепили из настоящего теста булочки-птички.

Тесто для лепки на празднике «Сороки» готовил персонал столовой для всего детского сада. Дети с удовольствием сами слепили из теста птичек, украсили их по желанию, а выпеченные булочки дети сами уже скушали на полдник.

Так же хочется остановиться ещё на одном весеннем празднике 6 мая – день Егория Весеннего или Вешнего.

Во время подготовки мы рассказали и показали детям образ Георгия Победоносца на гербе нашей страны. Мы рассматривали: как он изображён, что делает, кратко рассказали историю его жизни, что он православный святой. А также, что в народе Егория очень любили и чтили. Он являлся защитником домашних животных, и обращались к нему «батюшка Егорий Вешний». Дети узнали, что в день Егория в народе в первый раз после долгой зимы выгоняли скот на пастбища и пастухов угощали, чтобы хорошо смотрели за животными.

На празднике с детьми мы пели песни, играли в музыкальные игры, водили хороводы: «А я сеяли, сеяли лён», «Сеяли девушки яровой хмель». А также посадили настоящие семена овощей.

Народные праздники способствуют интеграции всех образовательных областей и развитию всех видов деятельности у детей раннего и младшего возраста (игровой, коммуникативной, познавательной, музыкально-художественной и др.).

Народные праздники – это богатейший источник к познанию народной жизни. В них есть не только отдых и веселье, предания и сказания, но и сокрытая история, которую при желании можно увидеть и глубокие мудрые наблюдения над природой. Русский народ сохранил и отмечает многие праздники не от широты души, а потому что богат историей, своими корнями, традициями.

Малоизвестные народные праздники оживляют то, чем жили наши предки, дают возможность нашим воспитанникам почувствовать свою причастность к великому народу, который всегда умел трудиться, а потому умел и праздновать.

Приобщение дошкольников к праздничным традициям и обычаям русского народа посредством создания специальной событийной среды, способствует осмыслению детьми исторического наследия и созданию условий для накопления положительных эмоций.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год