Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Русская национальная кухня»
Фольклор
Автор: Солдатова Наталия Анатольевна   
26.03.2023 09:39

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Русская национальная кухня»Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Русская национальная кухня»

Подготовила воспитатель: Солдатова Наталия Анатольевна, ГБДОУ№57 Колпинского района, г. Санкт-Петербург.

Цель: Дать элементы патриотического воспитания через ознакомление с блюдами русской национальной кухни.

Задачи:

  • Развивать умения отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог, выслушивать и дополнять ответы друг друга.
  • развивать фонематический слух- уметь находить место звука в слове
  • закрепить знание гласных и согласных звуков
  • закреплять знания русских народных пословиц и поговорок.
  • Активизировать и обогащать словарь: щедрая, хлебосольная, родина, Россия, сеяли, край, просторы, кормилица.
  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, обычаи и русскую культуру, и традиции.

Предварительная работа: беседы «Откуда хлеб пришел», рассматривание картинок и иллюстраций о хлебе, загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, знакомство с русскими праздниками и обычаями. Чтение русских народных сказок. Участие в русских народных праздниках.

 

Материал к занятию: письмо от Маши, картинки хлеба, каравая, пирога, блинов, картинки пирожков +картинки начинок для них на каждого ребенка, картинки для игры «Что сначала- что потом», крупа в стаканчиках (манка, гречка, рис, перловка), тарелочки, картинка с молочными продуктами, звуковые таблицы и фишки, мяч, русская народная музыка для физкультминутки и «блин», раскраски.

Ход занятия:

-Ребята, сегодня мы с вами получили письмо от Маши из сказки. Она пишет: «Дорогие ребята, скоро у Мишки праздник, соберутся гости из разных русских народных сказок. Меня он попросил накрыть на стол и приготовить традиционные русские блюда. А я не знаю ни одного блюда. Помогите мне пожалуйста, расскажите о нашей Родине и блюдах русской кухни. Ваша Маша.»

- Что мы Родиной зовем?

Дом, где м ы с тобой растем

И березки у дороги,

По которой мы идем!

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом!

Что мы Родиной зовем?

Край, в котором мы живем!

- Что такое Родина? (это дом, край, в котором мы родились и живем, это наша страна)

-Как называется страна, в которой мы живем?

-Россия, какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы.

-Богатая и щедрая наша земля.

- А что значит – щедрая? (земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.)

- Верно, все эти богатства дарит русская земля людям. А на щедрой земле — и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился хлебосольством. Зайдите к нему в гости на часок и из-за стола не выберешься. Все вкусно, сытно и полезно!

-Ребята, а какие русские блюда вы знаете? (супы, щи, блины, варенья, соленья, хлеб)

- А как вы думаете, какой продукт был самым почитаемым, самым главным на Руси? Без него не обходилось ни одно застолье, ни один праздник. Этот продукт был на столе и у богатых, и у бедных людей на Руси (хлеб)

- Это хлеб. Люди к хлебу в старину относились бережно, никогда не выбрасывали хлеб, даже крошки со стола сметали и съедали. Ведь хлеб доставался людям тяжелым трудом.

-Какие пословицы о хлебе вы знаете?

(хлеб –всему голова, без хлеба — нет обеда, хлеба ни куска- так и стол доска, хочешь есть калачи- не сиди на печи, что посеешь- то и пожнешь, не красна изба углами, а красна пирогами…)

- А на праздник русские люди пекли особый, очень красивый хлеб – каравай. И встречали дорогих гостей хлебом и солью.

- Что бы узнать какие еще бывают блюда русской кухни – отгадайте мою загадку:

Сдобный, пышный, ароматный

У него румяный бок

Называется, ребята, это чудо — … (пирожок)

- Верно, ни один русский праздник не обходился без пирогов. Пирог- от слова пир.

- Пироги бывают с самыми разнообразными начинками.

-Сейчас поиграем в игру «У кого какой пирог?» (картинки пирогов с картинкой какой –либо начинки)

- Какой пирог у Маши? (ягодный)

-Какой пирог у Глеба? (капустный) и т. д.

- Ребята, а давайте вспомним в каких русских сказках упоминаются пироги, или изделия из теста? (Колобок, Маша и медведь, Гуси- лебеди, Царевна- лягушка).

- Отгадайте еще одну загадку

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке,

Знать готов еще один

С пылу с жару – тонкий … (блин)

- Верно, это блин. Блины на Руси очень любили.

-На какой праздник у нас в России пекут блины? (на масленицу)

- Чему посвящен праздник масленицы? (проводам зимы, встрече весны)

- Что на этом празднике означает блин? (символ солнца)

- С какими начинками можно есть блины?

Давайте поиграем в игру (физминутка под музыку)

«Раз, два, три, четыре, пять-

будем блин передавать-

кто блин возьмет – танцевать пойдет… (выбор 3-4 детей под музыку танцуем)

- а теперь мы потянулись и к беседе мы вернулись.

- Ребята, скажите, — что нужно для того, чтобы испечь и хлеб, и пироги и блины? (мука)

- Из чего же делают муку? (из зерна)

-Весной, перед началом полевых работ- люди парились в баньке, одевали чистые рубахи, кланялись в пояс- земле-матушке и просили ее о богатом урожае. В полях вспахивали землю и сеяли зерно.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Что сначала- что потом?» (вспаханное поле, зерно, колоски, мука, тесто, хлеб, а на доске цифры от 1-6)

- Ребята, скажите, а что еще кроме муки- делают из зерна? (крупу)

- Пройдите за столы. Давайте посмотрим какая крупа на столах в стаканчиках? (манка, гречка, пшено, рис, перловка)

Давайте рассмотрим и немного расскажем о крупе. Рис какой? (длинный, белый, овальный) Пшено какое? Мелкое, желтое, круглое)

-Что же варят из крупы? (каши)

- На Руси каша известна очень давно. Это исконно русское блюдо. Каши варили даже для праздничных столов.

-Давайте поиграем, сварим кашу: из стаканчиков пересыпаем в тарелочку крупу и говорим, например «Я сварил из гречки- гречневую кашу.»

-Как вы думаете полезна ли каша? (в ней много витаминов и полезных веществ)

- Даже такое выражение есть «Каши мало ел…» Как вы думаете, что это означает? (так говорят про слабого человека)

- Ребята, чтобы каша была вкуснее- какие продукты в нее, добавляют? (соль, сахар, молоко, масло)

- Конечно, чтобы каша была вкуснее и питательнее – в нее добавляли молоко.

- На Руси даже называли животное, которое давало молоко- кормилица-матушка.

-Кого так называли? (корову)

- Как вы думаете- почему ее так называли?

-Ни одна семья не могла прожить без коровы.

- В какие русские блюда добавляли молоко или молочные продукты? (молоко добавляли в каши, супы, кисели. Из молока получали разные молочные продукты: сметану, масло, простоквашу, которые тоже русские люди использовали в приготовлении русских национальных блюд)

игра с мячом. «Назови ласково»

- Я буду называть вам слово из русской кухни, а вы должны назвать это слово- ласково

булка- булочка

пирог- пирожок

баранка-…

хлеб-…

каша-…

пряник-…

блин-…

сметана-…

сушка-…

калач-…

(за столами) гимнастика для глаз.

- Теперь мы с вами поиграем со звуками. Давайте сначала вспомним- какие звуки бывают? (гласные, согласные, звонкие, глухие) Чем отличаются гласные звуки от согласных?

- Перед вами звуковые таблицы, я буду называть слово, а вы должны определить где спрятался этот звук- в начале, в середине или в конце и поставить фишку в окошко таблицы?

- Пряник- определите где спрятался звук «К»? Какой это звук (согласный, глухой)

- Блин- определите где спрятался звук «Б»? какой это звук? (согласный, звонкий)

- Пирожок- определите- где спрятался звук «Р»? Какой это звук?

- Каша – определите где спрятался звук «А»? Сколько звуков «А» в этом слове? (два) Звук А- гласный или согласный?

-Молодцы, справились с заданием.

- И еще одна игра, в которую мы с вами поиграем «Придумай предложение» Я называю блюдо русской кухни, а вы придумываете с этим словом предложение.

- Пирожок

- Блины

- Каша

- Щи

- Варенье и т.п.

Итог занятия:

- О чем мы с вами сегодня говорили? Что больше всего понравилось? Что было самым трудным?

- Мне сегодня очень понравилось, как вы работали на занятии. У меня для вас есть картинки-раскраски с блюдами национальной русской кухни, вы их раскрасите, и мы их отправим Маше.

Воспитатель: Солдатова Наталия Анатольевна

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год