Дидактическое пособие «Костюмы народов России» |
Фольклор | |||
Автор: Попова Дарья Геннадьевна | |||
18.03.2023 21:36 | |||
Дидактическое пособие «Костюмы народов России» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 26» Воспитатель: Попова Дарья Геннадьевна Актуальность. Россия – многонациональная страна. Культура России складывается из культуры народов ее населяющих. Много разных народов проживает на ее территории, каждый из которых самобытен и имеет богатые традиции. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. С возрастом ребенок становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Пояснительная записка. В любом учреждении воспитываются люди разных народов. И мы стараемся сформировать чувство гордости за свою национальную культуру. Воспитывать дружеское отношение к людям других национальностей и чувство уважения друг к другу. Воспитывать толерантное отношение к другим народностям важнейшая задача педагога. В связи с этим возникла идея изготовить дидактическое пособие для детей «Костюмы народов России».
Методическая ценность. Пособие направлено на интеллектуальное развитие, формирование познавательного интереса, формирование целостной картинки мира, а также формирование познавательного интереса. Область применения. Совместная игровая деятельность педагога с подгруппой детей; индивидуальная работа; самостоятельная. Возраст детей. От 5 лет до 8 лет. Материал. Бумага, ламинированная бумага, пластик. Оборудование. Бокс для хранения игры Игровые карточки (бумага, ламинированная бумага), Цель: Формирование представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитание уважительного отношения к людям разных национальностей Задачи:
Игра №1 «Определи русский народный костюм» Цель: Формирование умения правильно определять русский народный костюм путем представлений и сопоставлений, с опорой на уже имеющиеся знания. Дети, опираясь на ранее приобретенные знания, находят по внешним признакам национальную одежду русского народа. Игра№2 «Найди костюм по описанию» Цель: закрепление умений узнавать костюм по описанию, выделяя определённые детали костюма. Взрослый говорит описание костюма на выбор, выделяя детали. Участник находит и надевает на мальчика и девочку. Игра№3 «Подбери костюм» Цель: развитие умения правильно подбирать женский национальный костюм к мужскому национальному костюму, обогащение словарного запаса детей, называя национальности героев, а также элементы национальных костюмов. Необходимо назвать национальность женского костюма, который выбрал ведущий и найти мужской костюм той же национальности. Игра №4 «Опиши по памяти» Цель: развитие внимания и памяти. Предложить ребенку назвать наименование народа, выбранного ведущим и попробовать описать его по памяти. * Игра №5 «В чём отличия?» Цель: Формирование умений выделять определённые детали костюма в сравнении. Ведущий просит играющего определить разницу между национальными костюмами той или иной народности. Конспект НОД для детей старшей группы «Национальная одежда народов России» Цель: формирование у детей национальной идентичности и толерантности, расширение общего кругозора детей Задачи:
-обогатить словарь по лексической теме. Оборудование: слайды, карта мира, аудиозапись русских народных песен, элементы народных костюмов, дидактическое пособие «Костюмы народов России» Ход НОД. – Россия – это наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем, Родина у каждого человека одна.) А теперь давайте посмотрим на карту. – Ни одна страна в мире не имеет такой большой и могучей территории, как Россия. Посмотрите, почему изображение на карте нарисовано разными цветами, что это обозначает? - Зеленый цвет- это леса, Россия – самая богатая лесами страна в мире. Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.) -Голубой цвет обозначает моря, реки, озера, океаны. -Коричневый цвет это горы, степи. -Вот какую большую территорию занимает наша Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. Россия – страна множества народов. Каждый из них бережно хранит свою богатую культуру, в том числе национальный костюм. Национальный костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, это часть традиции, которую надо помнить и свято чтить. «По одёжке встречают». Это изречение знает каждый. Но мы не всегда помним, что в старину, когда родилась эта поговорка, смысл её был значительно глубже. Ещё сто лет назад в деревнях по одежде узнавали, откуда человек родом, легко отличали девицу-невесту от «мужней» жены, встречая пришлых людей, догадывались об их занятиях. Так складывалось первое мнение о человеке. Этнографы давно доказали, что одежда кроме своего главного предназначения — предохранять человека от воздействия внешней среды — имеет множество особых социально-культурных функций и напрямую связана с традициями народа, его верованиями, представлениями о добре и зле. Сегодня мы познакомимся с национальными костюмами жителей России. Национальная одежда России имеет довольно богатую историю — ей более тысячи лет. В каждом отдельном регионе России есть свои особенности костюма, которые различаются по материалам изготовления и социальному положению но, несмотря на это есть общие определения, которые объединяют все виды костюмов в один стиль. Традиции, касающиеся национального костюма, передаются из поколения в поколение. Существует даже мода на национальный костюм. Сейчас считается модным иметь такой костюм в своем гардеробе. Или же просто иметь одежду с национальными мотивами и элементами. Презентация «Русские национальные костюмы» С помощью компьютера демонстрируются слайды, сопровождаемые комментариями. Женская российская национальная одежда. Национальная российская одежда, как правило, имела два направления: одежда крестьян и наряды горожан. Традиционной цветовой гаммой и по сей день считается красный и белый, хотя применялись и другие оттенки. Для пошива крестьянской одежды использовались более дешевые ткани, но женщины умело компенсировали это различного рода декоративными элементами, вышивкой, кружевом и бисером. Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с детского, девичьего, и заканчивая костюмом для замужней дамы и старухи. Также костюм делился по назначениям: на повседневный, свадебный и праздничный. Главной особенностью, которая объединяла русский народный костюм всех регионов, являлось многослойность. Обязательно должна была быть накидная одежда, которую, как правило, надевали через голову, и распашная, имеющая пуговицы сверху донизу. Многослойность была присуща не только знати, но и простым крестьянам. Российская национальная одежда для женщин включает в себя: рубаху, которая является основным элементом традиционного наряда. Крестьяне шили ее из хлопковой ткани или изо льна, богатые дамы использовали шелк; сарафан, который надевался поверх рубахи. Имел трапециевидную форму, в основном применялся в северо-русских областях и был трех видов: прямым, распашным и глухим. Душегрею, которую одевали поверх сарафана. У крестьян это был праздничный наряд. Шили ее из дорогих тканей, таких как бархат и парча; поневу (набедренная одежда, чем-то напоминающая фартук, которую носили только замужние женщины; гаишник, шерстяной широкий пояс, который завязывался на талии и фиксировал поневу. Головной убор. У замужних и незамужних были разные головные уборы. К примеру, девушки носили ленты, обручи, простые повязки, и волосы были лишь частично прикрыты. У замужних же наоборот, все волосы должны были быть спрятаны под головным убором, кикой, поверх которой надевался убрус (платок). Также у замужних женщин был праздничный головной убор — кокошник; Молодые девушки украшали себя различными жемчужными ожерелками. Богатые женщины украшали шею заборочником (подковообразный воротник, полностью вышитый жемчугом и бисером). В каждой области и губернии одежда украшалась особенной вышивкой с применением характерных тому или иному месту цветов и орнаментов. Комплекс женской одежды сибирских татар состоял из платьев различного покроя, поверх которых надевали безрукавки — камзолы, украшенные нашитыми монетами, бляхами ювелирной работы, тесьмой — позументом в различном сочетании. Камзолы выполнялись из шелка и бархата на подкладе из набивных тканей. В качестве тёплой женской одежды использовались бешметы, также украшенные монетами и различными бляхами. Нашивные украшения на верхней одежде располагались, в основном, по бортам и проймам, но могли располагаться и в области пояса на спине. Зимой сибирские татарки носили крытые меховые шубы. В качестве головных уборов сибирские татарки использовали круглые шапочки типа тюбетеек, заимствованные у поволжских татарок калваки, а также каркасный головной убор в виде налобной повязки сарауц. Все эти головные уборы выполнялись из шёлка и бархата в сочетании с вышивкой золотыми нитями, бисером и бусами. фрагменты таких головных уборов можно было приобрести готовыми и использовать для изготовления их в домашних условиях. Обувь сибирских татар делилась на кожаную и валяную. К кожаной обуви относятся мягкие сапоги домашнего изготовления "чарык", а также кожаные сапоги, украшенные кожаной мозаикой, которые в большом количестве привозились из Поволжья или изготавливались в Сибири татарскими сапожниками поволжско — приуральского происхождения. Традиционная одежда народов Сибири и Дальнего Востока, как и других народов, была тесно связана с природой и хозяйственным укладом. Условия жизни диктуют, в частности, выбор материала для шитья одежды. В Сибири это шкуры. Оленеводы использовали оленьи шкуры, а охотники – шкуры, промышляемых ими животных и птиц. Для большинства сибирских народов верхняя одежда была одновременно и нательной, различие же между зимней и весеннее-осенней состояло в качестве используемых шкур: летней служила выношенная, лишенная ворса зимняя одежда. Одежда народов Сибири условно была разделена на две большие группы: глухого покроя, надевавшаяся через голову, и распашная, имевшая спереди разрез. Детская одежда обычно повторяла покрой взрослой. Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта, природы, сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаравары) одежда. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань и шерсть. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. В горных районах необходимым элементом верхней мужской одежды были шубы. Широко использовали кавказцы бурку. Ее носили в накидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Излюбленным головным убором мужчин на Кавказе были меховые шапки различной формы. Обувь на Кавказе отличалась большим разнообразием и по материалу, и по фасону. Мужская и женская обувь имела много общего, отличаясь лишь в деталях и отделке. Основными компонентами женских комплектов одежды (с незначительными отклонениями) явились рубаха, штаны, юбка, верхняя одежда (платье или кафтанчик) а также головные уборы и обувь. Музыкальная игра «Ручеек». Под русскую народную музыку дети водят хоровод, поют, перестраиваются, начинают играть в игру "Тень-тень". - Садимся за столы. Игра «Пропущенные слова» В пословицы об одежде вставить пропущенные слова За словом в …… не лезут. (карман) По … встречают, по уму провожают. (одежке) В хорошем … и пенек красивый. (платье) Два … – пара. (сапога) Береги … снову, а честь смолоду. (платье) Друг лучше старый, а … новая. (одежда) На воре и … горит. (шапка) С миру по … — голому рубаха. (нитке) Какова пряха, такова на ней … (рубаха) Национальная одежда — это достояние народа, воплощение его культуры и традиций, отображение мировоззрения и способа жизни. Народная одежда несёт в себе многовековые традиции и обычаи регионов, видоизменяясь и совершенствуясь. Сегодня вы узнали что-то новое, я надеюсь интересное для вас. Не забывайте о своем прошлом, храните память о нем. Дети находят дидактическое пособие «Костюмы народов России» и идут играть.
|