Паспорт педагогического проекта «Русский пряник»
- Название проекта «Русский пряник»
- Тип проекта Познавательный, творческий
- Участники проекта Дети группы старшего возраста, воспитатели, родители
- Сроки реализации проекта Два месяца (долгосрочный)
- Предмет исследования Пряник
- Ресурсы, оборудование Интерактивное оборудование, презентации, методическая литература на данную тему; раздаточный и демонстрационный материал по теме.
- Проблема Недостаток знаний и представлений у детей об истории и уникальности пряничного дела.
- Актуальность Вкусные сладкие пряники — одно из любимых лакомств многих поколений нашего народа, которое сейчас при изобилии разнообразных кондитерских изделий, к сожалению, несколько утратило свою популярность. Но пряник – это не просто сладость, искусство пряничного дела — это наша живая, уходящая корнями в древность, национальная традиция, которую стоит беречь и популяризировать у подрастающего поколения.
- Гипотеза Наши исследования помогут узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русские пряники.
- Цель проекта Практическая
Создать условия для воспитания интереса к истории России, народному творчеству на примере русского пряника.
Педагогическая
Развитие устойчивого интереса у дошкольников к народному творчеству, к русским обычаям и традициям с помощью русского лакомства- пряника.
Скачать конспект
11 Задачи проекта Для воспитателей
- Повышать компетентность педагогов;
- Повышать качества образовательного процесса.
Для воспитанников
Образовательные:
- Познакомить с историей Пряничного дела на Руси;
- Создавать условия для развития познавательной активности детей через совместную исследовательско- творческую деятельность;
- Обогащать активный и пассивный словарь детей.
Развивающие:
- Способствовать формированию интереса к истории возникновения пряника, к Русскому народному творчеству;
- Развивать коммуникативные качества детей в игровой деятельности.
- Развивать восприятие, мышление, логику, сенсорные навыки;
Воспитательные:
1. Формировать нравственные ценности, воспитывать чувство патриотизма.
Для родителей
- Популяризировать нравственное воспитание и любовь к Русским традициям детей через проект «Русский пряник»
- Включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
- Ожидаемый результат:
Для детей:
- Заинтересованность историей пряничного дела на Руси- проявление их познавательной активности;
- Развитие речи через повторение стихотворений, потешек, песен.
- Пробудить интерес к русским промыслам;
- Разучить простейшие элементы росписи;
- Расширить и активизировать словарный запас.
Для педагогов:
- Совершенствование методического обеспечения по игровой и речевой деятельности;
- Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя.
Для родителей:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- В процессе взаимодействия педагог — дети- родители в реализации проекта.
- Изготовление: газеты «Сладкая сказка»
- Собрание творческих сказок на тему «Русский пряник»
- Объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями
- Интеграция образовательных областей — Познавательное развитие
- Физическое развитие
- Социально- коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно- эстетическое развитие
7 Продукты проекта
- Газета «Сладкая сказка»
- Д/игры «Составь пряник», «Подбери продукты для пряника», «Узнай по запаху»
- Папка «Загадки, потешки, сказки»
- Пряник в подарок папе
- Презентация проекта
Организация деятельности по реализации проекта.
Подготовительный этап
Действия педагогов
- Постановка целей и задач.
- Подбор методической литературы.
- Подбор литературы по теме проекта: стихи, загадки, поговорки, сказки, рассказы
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о истории возникновения пряника?»
- Создание условий для осуществления проекта.
Действия детей
Модель трех вопросов — Что мы знаем про Пряничное дело? Что мы хотим узнать? Как узнать?
Взаимодействие с родителями
- Приглашение к участию в проекте, регулярное ознакомление о ходе проекта.
Рекомендации:
- по просмотру мультфильмов вместе с ребенком;
- по поиску интересных фактов, информации по данной теме;
- по чтению художественной литературы;
- по прослушиванию русских народных песен;
Индивидуальные тематические консультации
Консультации на тему:
- «История возникновения пряничного дела»
- «Русские пряники»
- «Роспись пряников»
Основной этап
(практическая деятельность по решению проблемы)
Деятельность педагогов
- Организация совместной деятельности с детьми
- Рекомендации по изготовлению атрибутов и пособий
- Разучивание с детьми стихов, чтение сказок и рассказов
- Контроль развития проектной деятельности детей
- Оказание дифференцированной помощи детям при проведении проектной деятельности.
Действия детей
- Участие в выставке «Ай да пряник»
- Придумывание «Пряничных сказок» (словотворчество)
- Выполнение проекта (игры, продуктивную деятельность) при дифференцированной помощи взрослых.
- Подготовка к итоговому мероприятию.
Действия членов семьи
- Составление сказок о прянике (словотворчество)
- Участие в создании развивающей среды для успешного проведения проекта.
Завершающий этап
(презентация продуктов проекта и рефлексия)
Действия педагогов
- Обработка результатов по реализации проекта
- Организация и проведения мастер- класс «Подарок папе»
- Оформление папки «Потешки, загадки, сказки»
- Оформление газеты «Сладкая сказка».
Действия детей
- Знакомство родителей с работами
- Участие в мастер- класс «Подарок папе».
Действия членов семьи
- Оказание помощи в изготовлении д/игр
- Оказания помощи в проведении итогового мероприятия.
Презентация проекта
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Дети:
- получили знания об истории возникновения пряничного дела на Руси
- познакомились с простейшими элементами росписи
- приняли участие в изготовлении подарочного пряника для папы.
Родители:
- проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта
- подобрали материал для проекта, книги, стихи, поговорки, потешки
- составили творческие сказки о прянике
- создали иллюстрации к своим сказкам
- изготовили атрибуты для с/р игры «Семья».
В предметно-развивающую среду внесены:
- игры «Составь пряник», «Подбери продукты для пряника», «Узнай по запаху»
- игрушка Пряничный человечек
- книжка со стихами, загадками, поговорками
- книжка «Сказки о прянике»
- атрибуты для с/р игры «Семья».
Системная паутинка по проекту «Русский пряник»
Социально-коммуникативное
развитие
Свободное общение:
- Какая начинка может быть у пряника?
- Может ли пряничный человечек делать зарядку?
- Кто может дружить с пряничным человечком?
Индивидуальные беседы
Театрализованные игры на
основе пантомимы:
-Покажи грустного пряника
-Изобрази пряник
Сюжетно- ролевые игры:
«Мы идем в гости», «Ярмарка»,
«Встречай гостей», «Кондитеры»
|
Речевое развитие
- Беседы «Пряники наше наследие»,
-Чтение и разучивание стихотворения А.Гришина «Русский пряник»
-Чтение потешек, скороговорок и загадок о матрёшке.
-Чтение сказок :
Русской народной сказки «Пряничный домик»; С. Саядова «Как принц Пряник спас принцессу Розочку»; Американская сказка «Про пряничного человечка».
-Загадывание загадок по теме
-Составление рассказов про пряник.
|
|
Познавательное развитие
-Беседа с использованием презентации «История возникновения пряника».
-Беседа «Вторая жизнь чёрствого хлеба»
-Экскурсия на кухню д/сада
-Просмотр мультфильмов: «Пряник», «Пряничный домик»
-Д/игры:
«Сложи пряник»», «Четвертый лишний», «Повтори узор», «Узнай по запаху», «Определи на вкус»,
«Подбери продукты для пряника»
|
-Познавательно-исследовательская деятельность.
Экспериментирование:
1. с весам;
2. с мерными стаканчиками;
3. с пищевыми красителями;
4.с пряностями;
5. с кинетическим песком;
6. с световым столом.
-Конструирование:
1.из шнурков- «Пряники»
2.из геометрических фигур «Сказочный домик»
|
Проект «Русский пряник»
|
Художественно-эстетическое
развитие
Изобразительная деятельность
Лепка:
-«Тульский пряник»
-«Пряничный человечек»
Рисование:
-«Пряничный домик»- рисование восковыми мелками
-«Русский пряник просто загляденье» рисование карандашами
-Раскрашивание раскрасок по теме
Аппликация:
-«Праздничный пряник»
Музыкальная деятельность
-Прослушивание русской народной песни «Русский пряник»
- Хороводные музыкальные игры «Потанцуй с пряничным человечком», «Пряник и мышка»
|
|
Физическое развитие
Физ.минутка :
«Замесим тесто», «Коровай»
|
Вывод:
Цель проекта достигнута. Благодаря проекту дети и родители узнали много нового о традициях пряничного дела. У пряника богатая история. Пряник сегодня остается таким же популярным лакомством, как и много лет назад. Развитие пряничного дела, это поддержание традиций наших предков.
Литература:
- Елка с пряниками https://hometocome.com/2014/12/12-ideas-to-decorate-with-gingerbread.html
- Печатные пряники https://ru.all.biz/pechatnye-pryaniki-g1038866
- Вырезные пряники http://88.147.129.234/cgi-bin/block?reason_to_block=18
- Лепные пряники http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/157/
- Рецепты медовых пряников https://stranadesertov.ru/recept-imbirnyx-pryanikov-s-glazuryu.html
- История возникновения медовых пряников http://pryaniki.info/istoriya-pryanika/
Морева Маргарита Васильевна
воспитатель коррекционной группы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга
|