«Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок»
Участники проекта: воспитатель, дети 3-5 лет.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно – творческий.
1. Актуальность:
Через сказку ребенок входит в мир чудес и волшебства, где ребенок учился доброму отношению к людям. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес. В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. К сожалению, на сегодняшний день у большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени, и некоторые родители плохо знают русские народные сказки, авторские сказки, писателей – сказочников.
Скачать конспект
Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными равнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Для повышения интереса к русской народной сказке, любви к чтению, для развития речи был разработан проект «Волшебный мир сказок с использованием фольклора по русской народной сказке – Теремок».
Проблема:
Реализация проекта началась с моделирования ситуации, позволяющую выявить проблему.
К детям в гости приходит сказочный персонаж. Он рассказывает детям, что он очень любит свою сказку. Ребята предложили показать ему наши сказки. Но вот, кто их придумывает и сколько на свете сказок, дети не знали. Мы решили отправиться в сказочное путешествие и все узнать.
2. Основная цель, задачи, ожидаемые результаты проекта:
Цель проекта:
Формирование интереса у детей к русским народным и авторским сказкам через творческую и познавательную деятельность, развитие речи детей младшего возраста посредством сказки.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию интереса к книгам, сказкам.
- Учить узнавать персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
- Расширять представления о жизни и творчестве детских писателей – сказочников.
- Формировать у детей интерес к игре-драматизации, умение использовать средства выразительности (мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) при передаче содержания сказки.
- Совершенствовать связную, диалогическую речь, интонационную выразительность, расширять словарный запас. Формировать умения выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.
- Продолжать развивать у детей любознательность, умственную активность, творческое воображение, внимание и память, артистические способности.
- Воспитывать отзывчивость, общительность, дружелюбие, уважение к сверстникам, умение проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
- Учить изображать сказочных персонажей, пользоваться разными изобразительными материалами, рисовать нетрадиционными техниками.
- Развивать у детей уверенность в своих силах, учить самостоятельно искать пути решения творческих задач, умение действовать по собственной инициативе.
- Прививать детям правила безопасного поведения на примере сказок.
- Воспитывать добро, справедливость, любовь к родной культуре через русские народные сказки.
- Приобщать современных родителей к чтению сказок детям, ввести традицию семейного чтения.
- Способствовать обогащению детско-родительских взаимоотношений в процессе совместной творческой деятельности.
- При помощи сказочных произведений бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств.
Ожидаемые результаты:
- Дети узнают персонажей сказок по загадкам, иллюстрациям, стихотворениям, пересказывают содержание небольших сказок, в частности сказку «Теремок».
- Деи знают, что сказки бывают авторские и народные, знают некоторых писателей-сказочников: К.И. Чуковского, Ш.Перро, Х.К. Андерсена, С.Михалкова, В.Г. Сутеева.
- Дети участвуют в играх – драматизациях, используют разные виды театров (пальчиковый, настольный, театр масок) в самостоятельной деятельности.
- Возрос уровень речевой активности детей, расширился словарный запас.
- Дети проявляют взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.
- Разовьются познавательный интерес и любознательность, коммуникативные навыки, творческие способности воспитанников.
- Дети изображают сказочных героев с помощью различных изобразительных материалов и в разных техниках, оформляется выставка детских творческих работ.
- Родители принимают участие в выставке совместных рисунков с детьми «Моя любимая сказка – Теремок».
- Предметно-развивающая среда пополнилась разными видами театра, сделанных руками воспитателя и родителей.
- Родители сделали подборку раскрасок на тему «Сказки».
3. Условия реализации проекта:
Ресурсное обеспечение проекта:
- Художественные и музыкальные произведения
- Уголок театрализованной деятельности
- Книжный уголок
- Фотоаппарат, компьютер
- Наглядный материал (картинки сказочных персонажей, настольно-печатные игры, сказочные персонажи – игрушки)
- Раскраски по теме «Сказки»
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса:
- Наглядный: рассматривание иллюстраций, показ кукольного, настольного театра, пальчикового театра.
- Словесный: чтение и обсуждение художественной литературы, беседы, разучивание произведений устного народного творчества, разгадывание загадок.
- Практические: организация продуктивной деятельности, дидактических игр, инсценировки сказок, совместные игры, заучивание потешек.
Программно-методическое обеспечение:
- Веракса Н.Е. «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» — М.: Мозаика синтез, 2010
- Конспекты интегрированных занятий А.В. Аджи, Воронеж, 2009г.
- Триз
- Власенко О.П. «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Вторая младшая группа» — Волгоград. Учитель, 2013.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., Сфера, 2007
- Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – М.: АРКТИ, 20.
- Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». – М.: ТЦ Сфера 2006.
- Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» — ООО «ТЦ Сфера», 2014
- Этапы проекта:
- этап – подготовительный
- Постановка цели, определение актуальности и значимости проекта.
- Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме, подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстративного, раздаточного материала.
- Подготовка печатной информации; оформление папки-передвижки.
- Анкетирование родителей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки.
- Подбор атрибутов для игр-драматизаций: костюмы, маски.
- Подбор дидактических игр по данной теме: «Узнай героя», «расскажи сказку», «Собери сказку из частей», «Из какой сказки?», «Кто где живет?», «Кто скорее добежит до домика?»
- Оформление книжного уголка в группе.
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта. Определение тематики бесед
- Информация для родителей «Участвуем в проекте «По следам сказок».
- Разработка содержания проекта: «По следам сказок».
Основной этап:
- Проведение бесед и НОД по теме проекта.
- Отгадывание загадок о сказках и героях сказок.
- Организация книжной выставки «Мои любимые сказки».
- Чтение и рассказывание русских народных и авторских сказок, беседа по прочитанным сказкам, рассматривание иллюстраций в книгах.
- Игра-драматизация по сказке «Теремок».
- Раскрашивание иллюстраций к сказке «Теремок».
- Просмотр мультфильмов по прочитанным ранее сказкам.
- Привлечение родителей к сотрудничеству над проектом. Составление памяток, консультаций, рекомендаций.
- Домашние задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование иллюстраций к сказкам, чтение сказок с детьми дома).
Заключительный этап:
- Выставка творческих работ детей «Что за прелесть эта сказка».
- Драматизация сказки «Теремок».
- Выставка поделок «Театр своими руками», сделанных родителями.
- Обновление предметно-развивающей среды.
- Проведение литературной викторины «Сундучок сказок».
- Выставка рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка».
- Обобщение результатов работы на основе собственных наблюдений.
- Подведение итогов проектной деятельности.
5. Обогащение развивающей среды.
В книжный уголок – внесение русских народных сказок, авторских сказок, иллюстрированных разными художниками, иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения.
В речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме, изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый).
В игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок.
В уголок изодеятельности – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творчества, репродукции картин по русским народным сказкам.
|